«Аттракционы … веселые и опасные»

Роспотребнадзор 21.10.2019

С наступлением сезона отпусков и летних каникул многие семьи любят проводить время в парках развлечений, где посещают различные аттракционы, даже не задумываясь, что многие из них являются источником повышенной опасности. Поэтому часто возникают ситуации, когда во время развлечений на аттракционах, взрослые и дети, в результате неосмотрительности или небрежности к своей безопасности, получают травмы. Но не в меньшей степени причиной несчастных случаев становится и неисправность самих аттракционов, которая может возникнуть как на стадии изготовления аттракционов, так и при их неправильной эксплуатации.


Участившиеся случаи травматизма на аттракционах подтолкнули к разработке единого для Евразийского экономического союза документа, который бы устанавливал правила безопасности при изготовлении и эксплуатации аттракционов. Необходимость технического регулирования данной сферы услуг возникла в следствии того, что единых технических требований к аттракционам до настоящего времени не было, а ГОСТы носили лишь рекомендательный характер. В результате был принят Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» ТР ЕЭАС 038/2016 (далее - Регламент), который вступил в законную силу 18 апреля 2018 года. Данный Регламент предусматривает жесткие требования к безопасности при производстве, монтаже, эксплуатации, обслуживании и утилизации аттракционов впервые вводимых в эксплуатацию в пределах Таможенного союза, а также определяет порядок их сертификации, либо декларирования. В сферу регулирования Регламента попадают новые аттракционы, произведенные на территории Таможенного союза и ввезенные из других стран. Регламент не имеет обратной силы, т.е. его действие не распространяется на уже действующие аттракционы, но это не значит, что деятельность таких аттракционов больше ничем не регулируется, поскольку условия эксплуатации старых аттракционов, не подпадающих под действие указанного Регламента, определяются национальным законодательством. Например, в Российской Федерации правовое регулирование аттракционов осуществляется нормами Гражданского кодекса РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и другими нормативно правовыми актами.


Вне зависимости от даты, места изготовления и периода эксплуатации аттракционов, все они должны при обычных условиях их использования, хранения и транспортировке соответствовать требованиям безопасности и не должны причинять вред окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу потребителей (ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Но, если в ходе оказания услуг с использованием аттракционов, не соответствующих требованиям безопасности, был причинен вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, то указанный вред подлежит возмещению в полном объеме с виновника (хозяйствующего субъекта), согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ и ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», в рамках гражданского судопроизводства.


В Регламенте все аттракционы, по степени потенциальной опасности делятся на четыре основные категории:

а) RB-1 - аттракционы с высокой степенью риска; б) RB-2 - аттракционы среднего риска; в) RB-3 - аттракционы с низкой степенью риска; г) RB-4 - аттракционы с ничтожной степенью биомеханического риска.

Категория опасности аттракциона определяет перечень требований к его эксплуатации, монтажу и обслуживанию. Также, именно от категории аттракциона зависит форма оценки соответствия изделия требованиям Регламента.

Соответствие аттракциона требованиям Регламента осуществляется в форме сертификации или декларирования. При этом обязательной сертификации подлежат аттракционы с категорией риска RB-1, а декларацию соответствия получают на изделия с категорией риска RB-2 и RB-3 (п. 99 Регламента). Аттракционы уже находящиеся в эксплуатации и аттракционы, степень риска которых определена как ничтожная (категория RB-4) не попадают под действие Регламента.


Аттракционы, соответствующие требованиям безопасности Регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза. Безопасные аттракционы получают специальную маркировку в виде эмблемы Таможенного союза – «ЕАС» (согласно п. 132 Регламента). В Российской Федерации контроль за соблюдением требований Регламента на стадии выпуска и обращения аттракционов осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (пп. 3 п. 1 Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 407).


Помимо сертификации или декларирования, аттракцион нужно поставить на первичный учет, зарегистрировав его в профильном ведомстве, которое будет заниматься техническим контролем его состояния. Технический надзор должен осуществляться не реже чем 1 раз в год (п. 124 Регламента). Полномочиями осуществлять государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Свердловской области таким органом исполнительной власти, является Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.


Требованиями Регламента предусмотрено, что хозяйствующий субъект владеющий аттракционом, обязан установить информационную доску (стенд) содержащую информацию:

- об изготовителе (исполнителе), его наименование и место нахождение;

- наименование аттракциона (его тип и номер модели);

- заводской номер изделия и дату изготовления;

- об экстремальных характеристиках развлечений, ограничении высоты и веса, установке ростомеров и весов;

- о правилах безопасного пользования аттракционом;

- о наличии сигнализации при нарушении работы механизма;

- об оказании первой медицинской помощи.


Указанная информация должна быть выполнена на русском языке и нанесена любым способом позволяющим сохранить информацию на весь период службы аттракциона.


Государственным органом осуществляющим надзор за хозяйствующими субъектами в данной сфере услуг, является Роспотребнадзор, который осуществляет контроль за соблюдения ими требований законодательства о защите прав потребителей. Роспотребнадзор проверяет такие хозяйствующие субъекты на предмет предоставления потребителям полной и достоверной информации, а также проверяет наличие в договоре об оказании услуг условий, противоречащих требованиям действующего законодательства.


Подводя итог данной статьи, хотелось бы дополнительно отметить, что аттракционы являются не только источником новых эмоций, острых ощущений и прекрасных воспоминаний, но также представляют собой источник повышенной опасности. Поэтому перед посещением любого аттракциона, необходимо серьезно подойти к его выбору, строго соблюдать требования безопасности и реально оценивать свои физические и психологические возможности. Таким образом, соблюдая эти не хитрые правила, можно обезопасить себя и своих близких от наступления негативных последствий.


В случае оказания услуг ненадлежащего качества, непредоставлении необходимой и достоверной информации или причинения вреда здоровью (имуществу), дополнительную бесплатную консультацию, а также помощь в составлении юридических документов (претензий, исковых заявлений и др.) можно получить в Консультационных пунктах по следующим адресам:


г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)

г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, дом 46 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)

г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)