Обмен и возврат лекарственных средств

Роспотребнадзор 11.07.2022

В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель с вопросом о возможности возврата лекарственных средств. Суть вопроса заключалась в следующем: потребителю было продано лекарственное средство, срок годности которого истекает через 1 неделю с момента покупки, однако курс приема, согласно выданного врачом рецепта, рассчитан на 30 дней. Фармацевт отказался вернуть деньги за препарат, ссылаясь на то, что «Лекарственные средства обмену и возврату не подлежат». Имеет ли право в данном случаем потребитель потребовать возврат денежных средств за лекарственный препарат?

 По данному вопросу специалисты консультационного пункта поясняют следующее.

 Продажа лекарственных средств на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 12.04.2010 № 61 «Об обращении лекарственных средств», «Правила отпуска лекарственных препаратов», утверждённые Постановлением Правительства № 1093Н от 24.11.2021 г., Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее- Закон №2300-1), Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, и т.д.

 Действительно, лекарственные средства надлежащего качества входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену». Однако возврат или обмен лекарственных средств все-таки возможен в случаях:

- лекарственное средство ненадлежащего качества и имеет недостаток (ст. 18 Закон № 2300-1) – нарушена упаковка, внешний вид лекарственной формы не соответствует заявленной в инструкции по применению, отсутствие части лекарственного средства и т.п. Сюда же можно отнести лекарственные средства с истекшим сроком годности или истекающим сроком годности до окончания курса приема препарата, если фармацевт был поставлен в известность о длительности приема. Реализация таких лекарственных средств нарушает не только ст. 18 Закон № 2300-1, но и ст. 4 Закон № 2300-1, согласно которой потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

- потребителю не предоставлена информация о товаре и производителе (ст. 10, 12 Закона № 2300-1) – отсутствует инструкция по применению, отсутствуют или не читаемы наименование лекарственного средства, информация о сроках годности, условиях хранения, серия и номер партии и т.п.

- фармацевт передал потребителю товар, который не соответствует указанному в рецепте;

- лекарственное средство относится к категории «Изъятые из обращения лекарственные средства». Информацию о введении в оборот купленного лекарственного препарата можно проверить на сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru/services/lssearch по наименованию, серии лекарственного средства или производителю.

При передаче товара ненадлежащего качества у потребителя есть право:

• потребовать замены на товар этой же марки;

• потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

• потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Требования о возврате уплаченных за лекарственный препарат денежных средств продавец должен удовлетворить в течение 10 дней со дня предъявления требования (ст. 22 Закона № 2300-1).

Если потребителем предъявлено требование о замене лекарственного средства ненадлежащего качества, продавец обязан исполнить его в течение семи дней со дня предъявления требования, а когда нужна дополнительная проверка качества лекарственного препарата - в течение 20 дней со дня предъявления требования (п. 1 ст. 21 Закона № 2300-1).

Лекарственный препарат подлежит замене в течение месяца, если он отсутствует у продавца в момент предъявления требования покупателем (п. 1 ст. 21 Закона № 2300-1).

Таким образом, лекарственное средство с истекающим сроком годности (до окончания приема препарата) является товаром ненадлежащего качества и у потребителя есть право потребовать возврат денежных средств за данный препарат. Отказ фармацевта в удовлетворении данных требований потребителя не правомерен.

За консультациями и оказанием правовой помощи при нарушении прав потребителей, можно обращаться в Консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» по телефонам 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.

 

Адрес и график работы консультационных пунктов:

 

г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)

г. Н. Тагил, ул. Окунева, д. 22, каб. 208 (режим работы: каждый понедельник и четверг с 09 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)

г. Верхняя Салда, ул.Карла Маркса, дом 95/1 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)

г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)

Также информацию о работе и услугах Консультационного пункта можно получить на сайте: https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley.