«Памятка грамотного потребителя или как не попасть на уловки продавца»
В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обращаются потребители с просьбой разъяснить их права, при обнаружении недостатков в технически сложном товаре. При этом, они указывают, что недостатки в товаре проявляются практически сразу после покупки (в течение 15 дней), то есть в очень короткий срок эксплуатации и обращаясь к продавцу для обмена или возврата денег, в магазине потребители зачастую слышат, что нужно установить истинную причину неисправности. После чего, продавец принимает товар на проверку качества, а какие-либо заявления или претензии принимать отказывается до того момента, пока не подтвердится производственный дефект. В результате, при подтверждении выявленных потребителем недостатков, товар ремонтируют и выдают потребителю.
По данной ситуации специалисты консультационного пункта разъясняют следующее.
Отношения между продавцом и потребителем, которому продан технически сложный товар с недостатками, регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1), а также перечнем технически сложных товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.
Согласно ст. 18 Закона № 2300-1, в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер (далее – продавец) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Таким образом, при обнаружении в технически сложном товаре недостатков в 15-дневный срок со дня передачи такого товара, потребителю необходимо обратиться к продавцу и сразу, не дожидаясь результатов проверки качества товара, в письменном виде заявить одно из вышеуказанных требований и вручить данную претензию продавцу под роспись или направить заказным письмом с уведомлением.
Обращаем внимание, что проверка качества товара не является самостоятельным требованием и, следовательно, не порождает правовых последствий, если не заявлено основное требование. Проверка качества проводится дополнительно, в случае необходимости, в рамках заявленного потребителем основного требования и в сроки, необходимые для удовлетворения соответствующего требования: при возврате денежных средств, в силу ст. 22 Закона № 2300-1, в течение 10 дней; при замене товара, в соответствии со ст. 21 Закона № 2300-1, в течение 7 дней, при необходимости дополнительной проверки качества – 20 дней, при отсутствии необходимого для замены товара в момент предъявления требования – в течение месяца.
Зная указанные положения законодательства, многие организации, реализующие товары, злоупотребляют своим правом и предлагают гражданам провести сначала проверку качества товара, чтобы впоследствии, уже по истечении 15-дневного срока, провести ремонт товара, а не возвращать за него денежные средства или производить обмен.
В связи с чем, потребителям, оказавшимся в аналогичной ситуации, хотелось бы рекомендовать не попадаться на уловки продавцов, а более настойчиво отстаивать свои права.
При возникновении вопросов, специалисты консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей предоставят гражданам бесплатные консультации, а также окажут услуги по составлению различных юридических документов (требований, претензий, исковых заявлений и т.д.).
Адреса консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, каб. 1, 2 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)
г. Нижний Тагил, ул. Окунева, д. 22, каб. 208 (режим работы: каждый понедельник и четверг с 09 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, дом 95 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
Также информацию о работе и услугах консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/, https://кц66.рф, https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley, Инстаграм - https://instagram.com/zppnt.