Гражданская оборона и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Справочный
материал об истории и деятельности Международной организации гражданской
обороны
Международная организация гражданской обороны (далее - МОГО) создана в 1931 году как Ассоциация Женевских зон, призванная обеспечивать защиту гражданского населения в периоды военных конфликтов. В 1966 году МОГО получила статус международной межправительственной организации. По решению Генеральной Ассамблеи МОГО ежегодно, начиная с 1972 года, 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны.
В настоящее время это единственная межправительственная организация, которая специализируется в области гражданской обороны и защиты на международном уровне.
Основными целями МОГО являются:
- объединение и представление на международном уровне национальных служб гражданской защиты государств-членов,- содействие созданию и усилению структур гражданской защиты,
- предоставление технической и консультативной помощи, разработка учебных программ для служб гражданской защиты,
- обеспечение обмена передовым опытом между государствами-членами,
- обобщение опыта управления действиями в чрезвычайных ситуациях для повышения эффективности международного взаимодействия в случае бедствий,
- участие в распространении международного гуманитарного права в части, касающейся защиты гражданского населения и оказания ему помощи.
В 2017 году организация отмечает 86-летие.
Важным результатом работы МОГО и признанием ее весомой роли в международном гуманитарном сообществе стало принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2015 года, согласно которой МОГО получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
В настоящий момент государствами-членами МОГО являются 58 стран, 17 государств имеют статус наблюдателей, кроме того 30 организаций являются ассоциированными членами МОГО.
Российская Федерация стала членом МОГО 6 мая 1993 года.
МЧС России как главное координирующее ведомство, обеспечивающее участие Российской Федерации в МОГО имеет разносторонний опыт успешного взаимодействия, как на двусторонней основе, так и в рамках реализации многосторонних инициатив.
В ходе 21-й сессии Генеральной Ассамблеи МОГО (апрель 2014 года) по итогам открытого голосования было принято решение о назначении российского представителя Владимира Кувшинова Генеральным Секретарем организации.
Это стало признанием важной роли нашей страны в международной системе гражданской обороны, подтверждением ценности российского опыта и технологий в этой области.
В настоящее время Российская Федерация является стратегическим партнером и крупнейшим донором МОГО, что позволяет МЧС России под эгидой МОГО реализовывать важнейшие проекты содействия международному развитию (СМР). Они включают в себя поставку тренажерных комплексов, снаряжения, технических средств обучения и образцов специальной техники для оснащения национальных спасательных служб, оказание методического и технического содействия в развитии национальных центров управления в кризисных ситуациях, подготовку национальных кадров в области чрезвычайной готовности и реагирования, гуманитарное разминирование и развертывание региональных гуманитарных центров.
Основной целью сотрудничества с МОГО является комплексное укрепление национальных, региональных и международных потенциалов гражданской обороны и защиты населения в целях совершенствования готовности к чрезвычайным ситуациям различного характера, а также гуманитарное содействие и поддержка нуждающихся стран в развитии национальных структур гражданской защиты. Результатом такого взаимодействия являются внедрение новых методов и технологий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совершенствование методик и стандартов подготовки профильных специалистов чрезвычайных служб, осуществляется обмен передовым опытом и укрепление международной кооперации в области предупреждения и ликвидации бедствий и катастроф.
О международной деятельности МЧС России, проводимой по линии Международной организации гражданской обороны, в 2016 году.
В 2016 году МЧС России продолжило активное взаимодействие с Международной организацией гражданской обороны (МОГО) по ряду вопросов, касающихся наиболее актуальных направлений международной повестки дня в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Одними из ключевых мероприятий по линии МОГО в 2016 году стали 49-я сессия Исполнительного Совета и 22-я сессия Генеральной Ассамблеи, которые впервые в истории организации проводились объединенным блоком и на единой площадке за пределами Швейцарской Конфедерации (11-12 мая 2016 г., Кыргызская Республика, г. Бишкек). В мероприятиях приняла участие делегация МЧС России под руководством Министра В. А. Пучкова. Важным аспектом, подтверждающим результативность выбранного курса на развитие стратегического партнерства между МЧС России и МОГО, стала выраженная со стороны Генеральной Ассамблеи официальная благодарность Российской Федерации за оказываемую всестороннюю поддержку деятельности организации.
«На полях» Ассамблеи подписан регламент взаимодействия в области информационного обмена между МЧС России и МОГО, достигнут ряд договоренностей о развитии стратегического партнерства, включая продолжение совместного развития инициативы по созданию международной сети кризисных центров. В рамках реализации указанной инициативы при поддержке НЦУКС МЧС России в 2016 году произведена комплексная модернизация программного обеспечения Международного центра мониторинга и координации (МЦМК) МОГО, включающая установку и развитие новейшей геоинформационной системы для всестороннего анализа и моделирования развития ЧС, в том числе на основе данных космического мониторинга. В результате комплексных мер, реализованных в течение 2016 года представителями НЦУКС МЧС России, МЦМК МОГО на сегодняшний день представляет собой уникальную международную площадку для решения всесторонних задач по борьбе с катастрофами, включая мониторинг, прогнозирование, моделирование развития чрезвычайных ситуаций, предоставление консультативной помощи для координации принятия управленческих решений при возникновении ЧС на основе профессионального анализа данных.
Как результат этой работы - сегодня МЦМК МОГО вооружен самыми современными технологиями, растет практический интерес к сотрудничеству со стороны стран-членов и партнеров организации, с рядом государств подписаны соответствующие документы о взаимодействии. Это позволяет говорить об успешной поэтапной реализации намеченных шагов по превращению МЦМК МОГО в одну из опорных площадок для развития международной сети кризисных центров.
В 2016 г. МЦМК посетило более 40 делегаций различного уровня, что подтверждает растущий практический интерес к его деятельности. Ряд ключевых стран-членов МОГО проявляют заинтересованность и готовность принимать участие в становлении и развитии МЦМК как одного из наиболее перспективных и востребованных направлений деятельности МОГО.
В целях обеспечения практического взаимодействия между МЧС России и МОГО с начала 2016 года в Постоянном Секретариате организации работает представитель Департамента международной деятельности Министерства, принимающий непосредственное участие в разработке и реализации проектов и инициатив МОГО.
В 2016 году при реализации совместного с МОГО проекта гуманитарного разминирования в Сербии очищено от взрывоопасных объектов более 640 тысяч квадратных метров территории.
Ведется тесное взаимодействие с Российско-сербским гуманитарным центром (РСГЦ) в г. Нише по ряду направлений, включая регулярный информационный обмен между РСГЦ, МЦМК МОГО и НЦУКС МЧС России.
В рамках проектов содействия международному развитию, реализуемых МЧС России и МОГО, в течение всего 2016 года осуществлялись программы обучения представителей чрезвычайных служб Сербии, Армении, Туниса,
Иордании, Камеруна, Кубы, Абхазии и Южной Осетии. Так, на базе учебных спасательных центров, центров подготовки спасателей и образовательных организаций высшего образования МЧС России по профильным направлениям деятельности (водолазная подготовка, горная подготовка, кинологическая подготовка, антикризисное управление и т.д.) подготовлено 26 тунисских, 44 иорданских, 6 камерунских, 6 кубинских, 120 сербских и боснийских специалистов.
На базе зарубежных учреждений российскими специалистами проведены обучающие курсы для сотрудников чрезвычайных ведомств Абхазии, Южной Осетии, Иордании, а также стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Так, на базе Российско-Кубинского центра подготовки специалистов пожарноспасательного профиля (г. Гавана, Куба) проведен 30-дневный учебный курс ((Technical Rescue» для специалистов Кубы, Никарагуа, Гаити, Боливии, Коста- Рики. На базе МЧС Абхазии (г. Сухум, Абхазия) и МЧС Южной Осетии (г. Цхинвал, Южная Осетия) проведены учебно-тренировочные сборы по поисковоспасательной кинологической подготовке. На базе специализированных объектов Главного управления гражданской обороны Иордании (г. Акаба, Иордания) проведены теоретические и практические занятия по водолазной подготовке.
В 2017 году в рамках проектов содействия международному развитию запланировано проведение курсов повышения квалификации специалистов чрезвычайных ведомств Туниса, Иордании, Камеруна, Абхазии и Южной Осетии по различным профильным направлениям (водолазная, горная и кинологическая подготовка, разминирование и т.д.).
Продолжается совместная работа МЧС России и МОГО по совершенствованию систем обучения и созданию единых подходов к реализации программ подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Соответствующие рекомендации, выработанные в ходе международной встречи представителей учебных заведений стран-членов МОГО, состоявшейся на базе Академии гражданской защиты МЧС России в апреле 2016 года, приняты Генеральной Ассамблеей МОГО за основу для дальнейшей работы. Указанными рекомендациями предусмотрено, в частности, создание международной сети образовательных учреждений в области гражданской защиты, развитие системы дистанционного обучения на платформе МОГО с использованием потенциала МЦМК МОГО, а также на базе региональных центров дистанционного образования МОГО (Российская Федерация, Алжир, Тунис, Иордания, Кувейт), работа в области унификации программ обучения, а также создание международной экспертной группы для реализации рекомендаций и дальнейших шагов в указанном направлении.
В развитие указанной работы, в сентябре 2017 года в Азербайджане МОГО планирует организовать встречу руководителей учебных заведений в области гражданской обороны, пригласив для участия в ней представителей АГЗ МЧС России. Кроме того, в 2017 году запланировано участие делегации МЧС России в 50-й сессии исполнительного совета МОГО, проведение которой запланировано в мае 2017 года.
Важнейшим шагом, призванным придать новый импульс развития стратегического партнерства между МЧС России и МОГО, станет подписание Рамочного соглашения о стратегическом партнерстве между Правительством Российской Федерации и МОГО, подготовка которого осуществлялась в течение 2016 года и сейчас находится в завершающей стадии согласования.
В целом, сотрудничество Российской Федерации и МОГО способствует становлению международных механизмов гуманитарного реагирования и систем защиты населения, а также реализации Глобальной повестки дня в области устойчивого развития, усиливая международную кооперацию в области совершенствования готовности и реагирования на вызовы и угрозы 21 века.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Руководство гражданской обороной
- Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
- Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
- Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
- Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Задачи гражданской обороны:
- подготовка населения в области гражданской обороны;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения приведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года, утверждённые Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 года
Основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года:
- развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;
- совершенствование системы управления гражданской обороны;
- совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- развитие сил гражданской обороны;
- сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны;
- развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
Сигналы оповещения ГО и действия населения по ним
Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия и других современных средств нападения. Особое значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.
Оповещение организуется для своевременного доведения до органов гражданской обороны, формирований и населения сигналов, распоряжений и информаций гражданской обороны о эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления и др.
Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным сетям, а также через местные радиовещательные станции. Одновременно передаются указания о порядке действий населения и формирований, указываются ориентировочное время начала выпадения радиоактивных осадков, время подхода зараженного воздуха и время подхода зараженного воздуха и вид отравляющих веществ.
Завывание сирен в населенных пунктах, а также прерывистые гудки на предприятиях означают сигнал: “Внимание всем!”.
Услышав сигнал необходимо включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать сообщение местных органов власти или органов управления по делам ГО и ЧС. В сообщении указывается: факт угрозы, направление распространения зараженного воздуха, населенные пункты, попадающие в зону заражения, характер действий производственного персонала и населения.
С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога»; «Отбой воздушной тревоги»; «Радиационная опасность»; «Химическая тревога».
Сигнал «Воздушная тревога» подается для всего населения. Он предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города (района). По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!» Одновременно с этим сигнал дублируется звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. На объектах сигнал будет дублироваться всеми, имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала 2-3 минуты.
По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается и все население укрывается в защитных сооружениях. Рабочие и служащие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий. Там, где по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища.
Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники. Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу значительно сокращают потери людей.
Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается органами гражданской обороны. По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание граждане! Отбой воздушной тревоги. Отбой воздушной тревоги». По этому сигналу население с разрешения комендантов (старших) убежищ и укрытий покидает их. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе.
В городах (районах), по которым противник нанес удары оружием массового поражения, для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, правилах поведения населения и другая необходимая информация для последующих действий укрываемых.
Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса.
По сигналу «Радиационная опасность» необходимо надеть респиратор, противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии-противогаз, взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие.
Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения). По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае необходимости - и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении. Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях.
Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.
Информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них
Правовое регулирование в области гражданской защиты отражено в следующих основных документах:
Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ;
Федеральный Закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ;
Федеральный Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ;
Федеральный Закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ;
Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
Основным законодательным документом органов местного самоуправления является Федеральный закон № 131-ФЗ, который устанавливает:
1. территориальные основы местного самоуправления;
2. вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению;
3. порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления;
4. правовые и экономические основы местного самоуправления и т.д.
К одним из вопросов местного значения городского округа относятся:
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты территории и населения о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 10.11.2014 г. № 3405 принята муниципальная программа «Обеспечение общественной безопасности на территории Верхнесалдинского городского округа» до 2021 года, в состав которой вошли подпрограмма № 2 «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории Верхнесалдинского городского округа» и подпрограмма № 3 «Совершенствование гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Верхнесалдинского городского округа».
В целях организации работы по защите населения и территорий Верхнесалдинского городского округа от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Верхнесалдинского городского округа (далее - Комиссия) создана постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 13.04.2015 г. № 1293 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Верхнесалдинского городского округа». Состав Комиссии постоянно обновляется. В 2016 году были внесены изменения в состав комиссии постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 18.07.2016 г. № 2253 «О внесении изменений в постановление администрации Верхнесалдинского городского округа 13.04.2015 г. № 1293 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Верхнесалдинского городского округа»». Членов комиссии - 15 чел.
Комиссия работает в соответствии с Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Верхнесалдинского городского округа, работа Комиссии планируется, ежегодно составляется план работы, который утверждается главой администрации. Заседания Комиссии проводятся ежеквартально, а также при необходимости. По обсуждаемым вопросам принимаются распорядительные документы – протоколы, решения Комиссии или проекты постановлений и распоряжений для утверждения главой администрации Верхнесалдинского городского округа.
Комиссия является постоянно действующим координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий органов местного самоуправления Верхнесалдинского городского округа, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Верхнесалдинского городского округа в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
Комиссия осуществляет свою деятельность под руководством главы администрации Верхнесалдинского городского округа.
Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления, заинтересованными организациями.
Основными задачами Комиссии в соответствии с ее компетенцией являются:
- разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- координация деятельности органов управления и сил Верхнесалдинского городского звена Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Свердловской области, организаций, расположенных на территории Верхнесалдинского городского округа, органов местного самоуправления при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
- рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Верхнесалдинского городского округа в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Свердловской области;
- рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:
- разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Верхнесалдинского городского округа и иных нормативных документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования Верхнесалдинского городского звена Свердловской областной подсистемы единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (далее – Верхнесалдинского городского звена Свердловской областной подсистемы РСЧС);
- обеспечивает согласованность действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Свердловской области, организаций, расположенных на территории Верхнесалдинского городского округа, органов местного самоуправления при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
- рассматривает вопросы о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Верхнесалдинского городского округа в порядке, установленном федеральным законом;
- рассматривает вопросы об организации оповещения и информирования населения Верхнесалдинского городского округа о ЧС;
- осуществляет взаимодействие с другими комиссиями по ЧС организаций, расположенных на территории Верхнесалдинского городского округа и общественными объединениями по вопросам предупреждения, ликвидации ЧС, пожаров, а в случае необходимости принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации ЧС и пожаров;
- рассматривает вопросы, касающиеся подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты территории, и населения Верхнесалдинского городского округа от ЧС;
- рассматривает вопросы, касающиеся необходимости введения (отмены) на территории Верхнесалдинского городского округа режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
- участвует в подготовке нормативно-правовых актов администрации Верхнесалдинского городского округа об установлении (отмене) местного уровня реагирования на территории Верхнесалдинского городского округа;
- рассматривает вопросы, касающиеся создания и расходования финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на территории Верхнесалдинского городского округа;
- организует проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ на территории Верхнесалдинского городского округа и осуществляет контроль за их проведением;
- рассматривает вопросы, касающиеся разработки и реализации программ Верхнесалдинского городского округа по предупреждению ликвидации ЧС и обеспечение пожарной безопасности.
Для осуществления своих функций комиссия имеет право:
- запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Свердловской области, организаций, общественных объединений, расположенных на территории Верхнесалдинского городского округа, органов местного самоуправления, а также у соответствующих комиссий объектов, необходимые материалы и информацию по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- по согласованию с руководителями организаций и учреждений независимо от организационно–правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Верхнесалдинского городского округа, заслушивать их представителей по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
- создавать рабочие группы, подкомиссии по направлениям деятельности Комиссии, определять полномочия и порядок их работы;
- создавать оперативный штаб Комиссии из членов Комиссии, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Свердловской области, расположенных на территории Верхнесалдинского городского округа (по согласованию), заинтересованных организаций и учреждений;
- привлекать для участия в своей работе представителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории Верхнесалдинского городского округа, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, расположенных на территории Верхнесалдинского городского округа, органов местного самоуправления Верхнесалдинского городского округа, организаций и общественных объединений по согласованию с их руководителями;
- по вопросам, требующим решения главы Верхнесалдинского городского округа, главы администрации Верхнесалдинского городского округа, вносить в установленном порядке соответствующие предложения.
В целях обеспечения оперативности работ по ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на территории Верхнесалдинского городского округа создан резерв финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Оповещение населения
Администрацией Верхнесалдинского городского округа реализуется одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.
Порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — «Внимание всем!». Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.
Муниципальная система оповещения Верхнесалдинского городского округа:
- П-164 - 1 комплект;
- СЦВ - 1 комплект;
- Электрические сирены С-40 – 3 шт.
В муниципальную систему оповещения входит локальная система оповещения ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»:
- Система оповещения «Грифон» - 1 комплект;
- Громкоговорители ГР-30,03 МЕТА – 121 шт.;
- Сирены электрические С-40 (С-28) – 19 шт.
Эвакуационные мероприятия
Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, химическое заражение) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей.
Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера. В связи с этим в сельском поселении определены места размещения эвакуируемого населения из зон ЧС природного и техногенного характера.
Эвакуация населения организуется, планируется и осуществляется по производственно-территориальному принципу. Проводится в два этапа.
Первый этап: эвакуация населения из зон ЧС на общественные площади – пункты временного размещения, расположенные вне этих зон. Под пункты временного размещения используются кинотеатры, учебные заведения, клубы и другие соответствующие помещения.
Второй этап: при затяжном характере ЧС или невозможности возвращения населения в места постоянного проживания, проводится перемещение населения с пунктов временного размещения в безопасные районы, где возможно длительное проживание и всестороннее обеспечение – в пункты длительного проживания, находящиеся на территории города или (по решению председателя Правительства Свердловской области – начальника гражданской обороны Свердловской области) на территории других муниципальных образований.
При возникновении ЧС природного или техногенного характера экстренная эвакуация населения осуществляется пешим порядком в безопасные районы на заранее выбранные пункты временного размещения, а затем, при необходимости, вывозятся транспортом к местам временного или длительного проживания в городе или в загородную зону, в зависимости от характера аварии. В этом случае регистрация эвакуируемого населения производится непосредственно в местах размещения.
В случае аварии на химически опасных объектах проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону поражения, за границы распространения облака аварийно-химического опасного вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасных объектов, использующих в своем производстве хлор, серную, плавиковую, азотную кислоты ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений с использованием простейших средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Об обеспечении мер пожарной безопасности в Верхнесалдинском городском округе
В целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных лесными пожарами, уменьшения возможного ущерба в пожароопасный период, обеспечения безопасности населения МКУ "Управление гражданской защиты Верхнесалдинского городского округа" организует выполнение следующих мероприятий:
1) Готовит проекты постановлений главы администрации Верхнесалдинского городского округа:
- Об обеспечении мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Верхнесалдинского городского округа;
- Об обеспечении мер пожарной безопасности на территории Верхнесалдинского городского округа в весенне-летний пожароопасных период
- О содержании источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Верхнесалдинского городского округа и другие.
После согласования и подписания все постановления размещаются на официальном сайте администрации Верхнесалдинского городского округа и в официальном печатном издании «Салдинская газета»
2) Совместно с ОНД по Верхнесалдинскому городскому округу, городскому округу Нижняя Салда проводится работа с населением по вопросам пожарной безопасности, распространяются листовки.
3) Определяет наиболее опасные районы, в которых существует высокая степень вероятности возникновения и распространения лесных пожаров. Составляет перечень населённых пунктов, находящихся в этих районах.
4) На комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Верхнесалдинского городского округа при планировании и подготовке к пожароопасному периоду ежегодно рассматриваются вопросы:
- Перечень должностных лиц, ответственных за тушение природных пожаров на землях всех категорий в границах Верхнесалдинского городского округа
- Порядок использования лесопожарных и аварийно-спасательных формирований, добровольцев, добровольных пожарных, подразделений пожарной охраны при тушении лесных пожаров на землях всех категорий в зависимости от класса пожарной опасности, а также финансирования этих работ
- Подготовка к весенне-летнему пожароопасному периоду
- Подготовка сил и средств Верхнесалдинского городского звена Свердловской областной подсистемы РСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий предупреждения и ликвидации лесных пожаров и готовности их к действиям по предназначению;
- Уточнение мероприятий взаимодействия и порядка привлечения сил и средств Верхнесалдинского городского звена Свердловской областной подсистемы РСЧС для ликвидации пожаров;
- Уточнение задач аварийно-спасательных формирований, добровольцев, добровольных пожарных, подразделений пожарной охраны в планах привлечения сил и средств на пожары и аварийно-спасательные работы;
- О выполнении мероприятий по защите населенных пунктов и жизненно важных объектов от лесных пожаров.
5) Проводит расчеты необходимого количества материальных и финансовых ресурсов, техники и оборудования, расходных и иных материалов, привлекаемых сил, предназначенных для тушения природных пожаров, места их базирования;
6) Планирует комплекс агитационно - разъяснительных мероприятий по вопросам поведения населения в лесной зоне и действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами;
7) Ежегодно уточняет схемы связи и оповещения, в том числе экстренного.
8) Организует и проводит совместные тренировки органов управления (КЧС, ОГ) с привлечением органов местного самоуправления, территориальных органов управления МЧС России, МВД России, с привлечением соответствующих лесохозяйствующих предприятий и других заинтересованных структур по вопросам организации управления в лесопожарный период, включая вопросы оперативного управления с охватом закреплённой зоны ответственности, а также для отработки согласованных действий по ликвидации пожаров, проверке устойчивости функционирования систем связи и оповещения;
9) Разрабатывает детальные многовариантные планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения с расчетом привлекаемых сил и средств по сценариям наихудшего развития лесопожарной обстановки;
10) В отделе ЕДДС МКУ "Управление гражданской защиты Верхнесалдинского городского округа":
- разработаны алгоритмы действий ЧС (угрозы ЧС) природного характера;
- Ежегодно уточняются справочники лесничеств, в том числе сотовые телефоны ответственных лесников.
- Делаются выписки из планов тушения лесных пожаров на территории:
- ГКУ «Кушвинского лесничества»;
- Карелинского лесничества;
- Верхнесалдинского городского округа.
- Имеются в наличии карты с поквартальной разбивкой лесного фонда с определением принадлежности.
- Подписаны соглашения «Об осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации ЧС» с:
- ГКУ СО «Кушвинское лесничество»;
- Нижнетагильский филиал ФГАУ «Оборонлес» МО России;
- Карелинский филиал ФГАУ «Оборонлес» МО России.
- С началом пожароопасного периода организует ежедневный сбор, обобщение и анализ информации по лесопожарной обстановке, с использованием результатов космического мониторинга.
11) Участвует в проверках противопожарной безопасности оздоровительных лагерей, дачных кооперативов, населенных пунктов, расположенных в лесной зоне;
12) Участвует в совместных регулярных рейдовых мероприятиях в местах массового отдыха граждан, расположения дачных и садовых участков, с целью исключения случаев нарушения правил пожарной безопасности в лесных массивах, а также несанкционированного проведения отжига травы и бытового мусора;
13) Обеспечивает регулярное проведение предупредительно - профилактической работы с населением с использованием СМИ (печать, телевидение, средства наглядной агитации), в образовательных учреждениях и т. п., обеспечивает регулярное освещение в средствах массовой информации материалов по противопожарной тематике (газета «Новатор», телевидение «Квант», «Орбита», официальный сайт администрации Верхнесалдинского городского округа и на сайте «ВСалде.ру»)
14) Контролирует проведение запланированных и согласованных отжигов (сельскохозяйственных палов) организациями, независимо от форм собственности;
15) Во взаимодействии с органами местного самоуправления организовывает систематическое информирование населения о развитии лесопожарной обстановки, проводить разъяснительную работу по действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами;
16) Обеспечивает постоянную связь (радиосвязь) с населенными пунктами, расположенными на территории Верхнесалдинского городского округа
17) Во исполнение муниципальной программы «Обеспечение общественной безопасности на территории Верхнесалдинского городского округа» до 2021 года, в состав которой вошла подпрограмма № 2 «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории Верхнесалдинского городского округа», утвержденной постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 17.02.2016 г. № 667, на 2017 год запланированы следующие мероприятия:
- противопожарное опахивание населенных пунктов;
- планируется устройство площадок (пирсов) для забора воды пожарными машинами из водоемов на территории Верхнесалдинского городского округа;
- планируются закупки пожарно-технического имущества и средств пожаротушения для населенных пунктов;
- создание условий для организации и функционирования добровольных пожарных и граждан, принимающих участие в обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе в борьбе с пожарами (обучение, страхование).
Распоряжением Председателя КЧС и ОПБ Верхнесалдинского городского округа от 04.05.2016 г. № 8 «О сводном противопожарном формировании» для участия в тушении лесных пожаров на территории Верхнесалдинского городского округа, в том числе в городских лесах города Верхняя Салда из добровольцев и добровольных пожарных, работников муниципальных предприятий МУП «Гор. УЖКХ», МУП «Городские электрические сети» создано сводное противопожарное формирование численностью 16 человек. Из резерва Верхнесалдинского городского округа для нужд сводного противопожарного формирования переданы:
- мотопомпа с комплектом рукавов – 1 к-т;
- ранцевые огнетушители – 8 шт.;
- бензопила – 1 шт.;
- лопаты – 6 шт.
Для обеспечения действий сводного противопожарного формирования закреплен автомобиль УАЗ от МБУ «Служба городского хозяйства»
На территории Верхнесалдинского городского округа имеются добровольцы и добровольные пожарные, общей численностью 35 человек.
Указанные люди обучены, застрахованы, обеспечены боевой одеждой пожарного.
Сельские населенные пункты: пос. Басьяновский, д. Нелоба, д. Северная, д. Никитино, д. Балакино, д. Малыгино, обеспечены пожарно-техническим имуществом и снаряжением:
- пожарными мотопомпами;
- пожарными рукавами;
- мотокосами;
- пожарными стволами;
- ранцевыми огнетушителями типа «РП-18 «Ермак»;
- емкостями для воды типа РДВ-100М;
- пожарными щитами;
- боевой одеждой пожарного для добровольцев (15 комплектов)
Гражданская оборона
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Задачи гражданской обороны
1. обучение населения в области гражданской обороны;
2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
8. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
10. санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
12. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
13. срочное захоронение трупов в военное время;
14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
15. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
ПАМЯТКА населению по действиям при получении сигналов гражданской обороны
Необходимо быть предельно внимательными и строго выполнять распоряжения органов гражданской обороны. О том, что опасность нападения противника миновала, и о порядке дальнейших действий распоряжение поступит по тем же каналам связи, что и сигнал оповещения.
Основным способом оповещения населения о возникновении опасности и порядке действий является передача сообщений средствами радио, телевидения и через громкоговорящие установки (ГГУ) служб постоянной готовности.
При аварии на химическом объекте содержание информации может быть следующим:
«Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества - аммиака (хлора). Облако зараженного воздуха распространяется в направлении поселка Заречный. Населению улиц Новая, Зеленая, Садовая находиться в зданиях. Провести герметизацию своих жилищ. Населению улиц Заводская, Кузнечная немедленно покинуть жилые дома, учреждения, учебные заведения и выйти в район д.Званка. В дальнейшем действовать в соответствии с нашими указаниями».
При наводнении:
«Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! В связи с внезапным повышением уровня воды в реке Серебрянка ожидается подтопление домов в районе улиц Некрасова, Речная, Железнодорожная и поселка Северный. Населению этих улиц и поселка собрать необходимые вещи, продукты питания на 3 дня, воду, отключить газ и электроэнергию и выйти в район школы № 1 для регистрации на сборном эвакопункте и отправки в безопасные районы».
Примерно такие же сообщения будут переданы в случае угрозы других аварий, катастроф и стихийных бедствий.
При возникновении угрозы нападения противника местными органами власти и штабами ГО с помощью средств массовой информации передаются населению постановления или распоряжения о порядке действий. С этого времени радиоточки, телевизоры должны быть постоянно включены для приема новых сообщений. В кратчайшие сроки население должно принять необходимые меры защиты и включиться в выполнение мероприятий, проводимых ГО.
Очень важно сразу уточнить место ближайшего убежища (укрытий) и пути подхода к нему. Если поблизости нет защитных сооружений, нужно немедленно приступить к строительству простейшего укрытия либо приспособлению заглубленных помещений (даже 1-го этажа каменного здания). В этой работе активное участие должны также принять учащиеся старшеклассники.
Необходимо привести в готовность средства индивидуальной защиты, приспособить подручные средства, достать домашнюю аптечку.
В жилых помещениях следует провести герметизацию окон, дверей, противопожарные мероприятия; принять меры к предохранению продуктов питания, воды от возможного заражения (загрязнения). Необходимо подготовить все самое необходимое на случай эвакуации.
В военное время при непосредственной опасности ударов противника с воздуха подается сигнал «Воздушная тревога!» Ему предшествует сигнал «Внимание всем!», а затем средствами радио и телевидения будет передано: «Внимание! Внимание! Говорит- штаб гражданской обороны. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога! Отключите свет, газ, воду, погасите огонь в печах. Возьмите средства индивидуальной зашиты, документы, запас продуктов и воды. Предупредите соседей и при необходимости помогите больным и престарелым выйти на улицу. Как можно быстрее дойдите до защитного сооружения или укройтесь на местности. Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям гражданской обороны»!
После сигнала «Внимание всем!» может последовать и другая информация, например - о надвигающейся угрозе радиоактивного или бактериологического заражения. И в этих случаях будет передано краткое сообщение о порядке действий и правилах поведения.
Сигналы оповещения
|
Способы подачи сигнала
|
Цель подачи сигнала
|
Действия населения при получении сигнала
|
Внимание ВСЕМ! |
Звуковой сигнал с помощью сирен, гудков и других звуковых средств оповещения, установленных в городах и на предприятиях |
Для привлечения внимания персонала и населения о передаче сигналов гражданской обороны и информировании об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях |
Включить ВСЕ имеющиеся средства радио- и телекоммуникаций для прослушивания информации штаба гражданской обороны |
Воздушная тревога |
Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации о воздушной опасности в течение 5 минут непрерывно открытым текстом: "ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА!" и объяснение кратких действий по этому сигналу |
Для предупреждения персонала и населения о непосредственно возникшей опасности нападения противника |
Отключить свет, воду. Взять средства индивидуальной защиты, документы, запас продуктов и воды. Быстро занять места в закрепленном за вами защитном сооружении. СОБЛЮДАТЬ СПОКОЙСТВИЕ И ПОРЯДОК! Находиться в убежище до следующего сообщения штаба ГО о дальнейших действиях |
Отбой воздушной тревоги |
Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации об отбое сигнала: "ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ!" |
Разрешение персоналу и населению покинуть защитные сооружения. |
Взять с собой все принесенные средства защиты, продукты питания, воду и личные вещи. Покинуть защитное сооружение. Продолжать выполнение своих обязанностей, прерванных предыдущим сигналом. |
Радиационная опасность |
Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации об угрозе радиоактивного заражения местности, в течение 5 минут непрерывно открытым текстом: "ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ!" и объяснение кратких действий по этому сигналу. |
Для предупреждения персонала и населения о радиоактивном заражении местности. Принятие мер защиты от него. |
Немедленно надеть средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки и т.п.), взять подготовленный запас продуктов питания, воды, документы и уйти в защитное сооружение, провести его герметизацию и находиться там до поступления других распоряжений штаба гражданской обороны. Радиотрансляционные и телевизионные приемники держать включенными. |
Химическая тревога |
Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации об угрозе химического заражения, в течение 5 минут непрерывно открытым текстом: "ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА!" и объяснение кратких действий по этому сигналу. |
Для предупреждения персонала и населения о химическом заражении местности и защите от отравляющих веществ. Принятие мер защиты от них. |
Немедленно надеть противогазы (если имеется - защитную одежду). Плотно закрыть все окна и двери, убыть в убежище. Если такового поблизости нет – принять антидот, провести герметизацию окон, дверей, вентиляционных люков и оставаться в помещении до получения сигнала "ОТБОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ТРЕВОГИ!" или других команд штаба ГО, при этом, приемники не отключать. Находясь на открытой местности - надеть противогаз и укрыться в ближайшем убежище или помещении. |
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.