И снова об ОСАГО…
Многие граждане, пользующиеся в повседневной жизни автомобилем, не редко сталкиваются с различными ситуациями, связанными с обязательным страхованием автогражданской ответственности (ОСАГО) и его последствиями.
Предлагаю сегодня поговорить о наиболее важных изменениях в этой сфере, а также о тех новшествах, которые ожидают автолюбителей в ближайшее время.
Электронный полис.
Первое, и очень важное изменение, коснулось оформления полисов ОСАГО. Речь идет о том, что в настоящее время страховые компании обязаны обеспечить возможность оформления электронных полисов ОСАГО. Указанные изменения были внесены в Федеральный закон РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон № 40-ФЗ) и вступили в силу с 01 января 2017 г.
Так, п. 7.2. ст. 15 указанного Закона предусмотрено, что страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа (далее Договор) с каждым лицом, обратившимся к нему с соответствующим заявлением.
Направление страхователем страховщику заявления о заключении Договора осуществляется с использованием официального сайта страховщика в сети "Интернет".
Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по Договору страховщик направляет ему страховой полис в виде электронного документа. По желанию страхователя полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен за его счет посредством почтового отправления.
Также электронный полис можно распечатать и иметь при себе. Сотрудники ГИБДД могут удостовериться в том, что ответственность автовладельца застрахована, запросив необходимую информацию в установленном законодательством порядке.
Одновременно с направлением страхователю полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении Договора в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.
При этом, в соответствии с п. 1.1. ст. 22 Закона в целях заключения Договоров страховщики обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в сети "Интернет.
О фактах наступления рисков нарушения функционирования информационных систем, страховщики обязаны в установленном порядке информировать Банк России.
Кроме того, согласно Указаниям ЦБ РФ, которые также вступили в силу с 01.01.2017 г., суммарная длительность перерывов в работе сайтов страховщиков не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ, в ходе которых указанное время будет превышено, уведомление об этом должно быть размещено на главной странице официального сайта не менее чем за сутки до начала работ с указанием даты и времени их начала и окончания. При этом указанные работы могут проводиться в период с 22.00 до 08.00 по московскому времени не чаще одного раза в календарный месяц.
Вероятнее всего, заключение договоров в виде электронного документа было вызвано рядом объективных причин и направлено на стабилизацию ситуации по оформлению и получению полисов. Предполагается, что такие нововведения будут способствовать отсутствию очередей в офисах страховых компаний, оформление документа будет возможно «не выходя из дома», а также будет минимизирована вероятность навязывания дополнительных платных услуг и т.д.
Вместе с тем, следует отметить, что и ранее некоторые страховые компании предлагали оформить электронный полис ОСАГО, но исходя из обращений в Консультационный пункт потребителей, а также информации, размещенной в сети Интернет, можно сделать вывод, что на практике это было достаточно затруднительно. Потребители сталкивались с многочисленными техническими проблемами (не удавалось ввести нужный код, программа выдавала ошибку, не возможно было «зайти» в нужный Сервис на сайте компании и т.д.). Однако, учитывая, что в настоящий момент оказание услуг страхования в таком формате является законодательно обязательным и сопряжено с определенными гарантиями потребителей, остается надеяться, что граждане смогут в полной мере воспользоваться данными услугами, поскольку в современных реалиях это очень удобно и мобильно.
Хотелось бы обратить внимание потребителей, на тот факт, что «обязательность выдачи электронных полисов» предусмотрена для организаций, оказывающих соответствующие услуги, но при этом, потребители вправе выбирать порядок заключения договоров – в форме электронного документа или в привычном для них ранее формате (в офисе компании).
Отказ от страховки.
Во многих статьях ранее мы рассказывали, как нужно действовать, если потребители столкнулись с навязыванием дополнительных платных услуг. Не исключением является и рынок услуг страхования, где, к сожалению, навязывание услуг до сих пор процветает. В этом случае, алгоритм поведения потребителей будет аналогичным, используемым и в других сферах (нужно фиксировать факт навязывания любыми доступными средствами связи, свидетельскими показаниями, письмами, обращениями, отметками на документах и др.).
В том случае, если потребителям, все-таки по какой-либо причине не удалось избежать «ненужных услуг страхования» в настоящее время у них появилась возможность отказываться от таких услуг.
В соответствии с Указаниями Центрального Банка России от 20.11.2015 № 3854/У при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии, в случае его отказа от договора в течение пяти рабочих дней со дня его заключения, при отсутствии признаков страхового случая. При этом, страховщик может предусмотреть и более длительный срок для отказа от договора.
Следует учитывать, что размер возвращаемой страховой премии будет зависеть от даты обращения страхователя. Поскольку, дата подписания договора не всегда совпадает с датой начала действия услуг страхования.
В том случае, если страхователь отказался от услуг в срок, установленный Указаниями ЦБ РФ (договором):
- до даты начала действия страхования, предусмотренной договором – уплаченная страховая премия подлежит возврату в полном объеме.
- после даты начала действия страхования – часть страховой премии может быть удержана страховщиком пропорционально, с даты начала действия страхования и до даты прекращения договора.
Возврат денежных средств осуществляется по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в течение 10 рабочих дней, со дня получения письменного заявления об отказе от договора добровольного страхования.
Осмотр автомобиля после ДДТ.
В июле 2016 г. также вступили в силу изменения в Закон № 40-ФЗ, касающиеся осмотра транспортного средства в целях его оценки для последующего страхового возмещения.
В соответствии со ст. 12 Закона в новой редакции, сейчас при наступлении страхового случая, владельцы обязаны предоставить страховой компании на осмотр поврежденный автомобиль. Более того, не исполнив данной обязанности, они не вправе самостоятельно организовывать проведение независимой экспертизы, а страховая компания вправе не принимать результаты такой экспертизы и вернуть представленные страхователем документы о страховом возмещении. При этом, сроки осуществления страховой выплаты будут исчисляться вновь с момента повторного предъявления документов.
Ремонт вместо денег.
В настоящее время законодательством предусмотрено, что если после осмотра поврежденного транспортного средства или его остатков страховщик принимает решение о выплате страхового возмещения, то у потерпевшего есть право выбора - получить страховую выплату или направление на ремонт автомобиля.
Однако, в скором времени автовладельцев ждут изменения.
В Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект о приоритете восстановительного ремонта над страховой выплатой. Однако документ требует доработки и пока он не принят в окончательном виде, преждевременно судить о том, какие нововведения он принесет автолюбителям. Вместе с тем, законопроект широко обсуждается в СМИ, в сети Интернет и в общественных кругах.
Исходя из предложений, отраженных в документе, следует, что способ ремонта (в натуральной или денежной форме) будет выбирать страховщик. В большинстве случаев клиенту страховой компании будет выдаваться направление на СТО вместо денежной выплаты.
Однако, законодатель все-таки оставил возможность выплаты страховой компанией денежного возмещения в некоторых случаях. Например, в случае полной гибели транспортного средства, а также в том случае, если стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму 475 тысяч рублей или максимальный размер страховой выплаты, предусмотренный при оформлении «европротокола».
Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего будут считаться исполненными надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства. При этом страховщик, выдавший направление на ремонт, несет ответственность за несоблюдение СТО согласованного с потерпевшим срока передачи отремонтированного автомобиля, некачественно выполненных работ, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту.
Кроме того, согласно законопроекту, после проведения натурального возмещения ущерба легковому автомобилю на станции техобслуживания, устанавливается гарантийный срок не менее 2 месяцев со дня передачи транспортного средства потерпевшему, а выявленные недостатки работы должны быть устранены исполнителем услуг.
Предложение относительно приоритета восстановительного ремонта было изначально мотивировано законодателями, как комплекс мер по борьбе с мошенническими схемами в обязательном автостраховании, но будем надеяться, что они «сыграют на руку» потребителям.
Следует отметить, что одним из положительных моментов, при таком варианте страхового возмещения, как восстановительный ремонт, является то, что в ходе ремонта не будет учитываться процент износа деталей автомобиля. Тогда как, при страховой выплате это учитывалось.
В числе дополнительных поправок к законопроекту рассматриваются следующие:
- Центральный Банк РФ должен быть наделен правом воздействия на страховые организации, если они будут пользоваться представленными им полномочиями недобросовестно;
- нужно рассчитать дополнительные возможности для потерпевших, связанные с транспортировкой автомобиля к СТО в том случае, если ДТП произошло далеко от места жительства страхователя и др.
Предположительно изменения в Закон № 40-ФЗ относительно способа страхового возмещения будут приняты и вступят в силу уже в 2017 году.
Дополнительную бесплатную консультацию, а также помощь в составлении юридических документов (претензий, исковых заявлений и др.) потребитель может получить в Консультационном пункте.
Адрес и график работы Консультационного пункта:
- г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (понедельник – пятница с 8-00 часов до 17-00 часов, перерыв с 12-00 часов до 13-00 часов).
- г. Верхняя Салда: ул. Энгельса, 46, каб. 19 (Вторник, четверг с 09-30 часов до 15-30 часов).
- г. Невьянск: ул. Мартьянова, 29, каб. 13 (Пятница с 09-30 часов до 14-00 часов).
Юрисконсульт отдела экспертиз ЗПП С.А.Барышникова