Правовая охрана лесов

21.05.2020

Правовые институты и другие средства регулирования охраны и использования лесов относятся к числу наиболее разработанных. Ими регулируются право собственности и лесопользования, меры по охране лесов от пожаров, болезней и вредителей, по восстановлению лесов и т.п. Лесной фонд и леса, расположенные на землях Министерства обороны РФ, являются федеральной собственностью. К числу полномочий Федерации согласно ст. 46 Лесного кодекса относится владение, пользование и распоряжение лесным фондом; субъекты РФ могут участвовать в осуществлении этих полномочий в пределах своей территории (ст. 47). В ст. 19 Лесного кодекса РФ оговаривается возможность передачи части лесного фонда в собственность субъектов Федерации. Право государственной собственности на леса устанавливается не с помощью употребления термина "государственная", а указанием на формы собственности - федеральную и субъектов Федерации и на конкретные полномочия участников лесных отношений. Конституционный Суд РФ по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ отметил, что лесной фонд "представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим". Запрещаются купля-продажа, залог и совершение других сделок, субаренда и выкуп арендованных участков, а также приватизация лесного фонда.

 Право лесопользования осуществляется по разрешительной системе, т.е. в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования. Разрешение требуется на заготовку древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, на побочные лесные пользования, па пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. При этом не требуется специального разрешения на бесплатное пребывание граждан в лесах для отдыха (публичный лесной сервитут) и на сбор ими для личного пользования грибов, ягод, орехов и пр., лекарственного и технического сырья. Право публичного лесного сервитута может быть ограничено в целях пожарной безопасности, ведения орехового промысла и иного хозяйствования, на особо охраняемых природных территориях и по иным законным основаниям.

Хочется отметить, что за нанесение существенного ущерба природе – законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность.