Верхнесалдинская городская прокуратура разъясняет порядок проведения внеплановых проверок органами контроля (надзора)

27.06.2016

Порядок проведения плановых и внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон). 

В названном Законе регламентированы все проверочные действия, дано определение проверки как мероприятия по контролю, установлена классификация видов проверок. Для каждой из проверок определены основания и порядок ее проведения. В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона основаниями для проведения внеплановой проверки являются: - истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; - поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); - приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; - приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с требованием прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. Частью 1 статьи 21 Закона руководителю или предпринимателю, а также иному уполномоченному лицу предоставлено право присутствовать при проведении проверки и давать объяснения по возникающим вопросам. Пунктом 5 статьи 18 Закона также установлено, что проверяющие лица не должны препятствовать руководителю организации или иному уполномоченному лицу присутствовать при проверке, а также обязаны давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. В статье 20 Закона указаны грубые нарушения к организации и проведению проверок, в случае допущения которых органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, результаты проверки являются недействительными и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица (индивидуального предпринимателя). Статьей 15 Закона установлен ряд ограничений при проведении проверок. Так при проведении проверок должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе: - проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица; - осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Закона - причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов; - отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений; - распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - превышать установленные сроки проведения проверки; - осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю. Частью 1 статьи 13 Закона установлено, что срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней. Однако необходимо отметить, что требования Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора, налогового контроля, оперативно-розыскных мероприятий, при проведении предварительного следствия и в других случая, установленных частью 3 статьи 1 Закона. Законом на органы прокуратуры возложены функции по согласованию проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего бизнеса, а также формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок контролирующими органами федерального, регионального и муниципального уровней. 


В случае нарушения прав субъектов предпринимательства при проведении проверок органами контроля (надзора), муниципального контроля необходимо обратиться с письменным заявлением к Верхнесалдинскому городскому прокурору по адресу: г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, 46, в рабочие дни понедельник – пятница, с 09.00 часов до 18.00 часов, перерыв на обед с 13.00 часов до 14.00 часов. 


Заместитель Верхнесалдинского городского прокурора советник юстиции С.Ф. Балясный