Возврата денежных средств по депозиту за услуги общественного питания

Роспотребнадзор 16.12.2021

В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель с вопросом возврата денежных средств по депозиту за услуги общественного питания. Суть обращения заключалась в том, что потребитель решил посетить ресторан, где ему было предложено приобрести депозит с целью дальнейшей оплатой всех расходов, по завершению трапезы, на депозите остались денежные средства, которые потребитель потребовал вернуть. Однако исполнитель отказался вернуть деньги. Правомерны ли действия исполнителя в такой ситуации?

По данному вопросу, специалисты консультационного пункта поясняют следующее.

На сегодняшний день часть заведений оказывающие услуги общественного питания, (рестораны, кафе и др.) используют такую систему расчетов с потребителями как депозит. Данная система включает в себя авансовый платеж или предоплату, т.е. фиксированная сумма, которую потребитель вносит еще до того, как садиться за стол, которая входит в счет будущей оплаты оказанных услуг потребителю. Нередки случаи, когда при расчете с исполнителем у потребителя остаются денежные средства на депозите, в таком случае исполнитель должен вернуть остаток по счету.

Бывают случае, когда исполнитель, отказывая потребителю в возврате денежных средств ссылаясь на такую формулировку как «задаток», ведь как известно задаток не возвращается. При этом не многие знают, что понятие «задаток» не предусмотрено законодательством о защите прав потребителей, следовательно, не может применяться в правоотношениях между исполнителем и потребителем.

На основании ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Аналогичное право предоставляет и п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ, согласно которому заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Таким образом, действия исполнителя в сложившейся ситуации являются не правомерными, поскольку Закон «О защите прав потребителей» предполагает расчет между исполнителем и потребителем только по фактически понесенным расходам, которые напрямую связаны с оказанием услуг, поэтому потребитель вправе потребовать денежные средства, которые подлежат возврату.

 

При возникновении вопросов, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей оказывают гражданам консультации по следующим телефонам: 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.

Также информацию о работе и услугах Консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/, https://кц66.рф, https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley, Инстаграм - https://instagram.com/zppnt