Услуги транспортных компаний

Роспотребнадзор 07.06.2022

Почти каждый из нас хотя бы раз пользовался услугами транспортной компании. Ведь это очень удобно, с помощью данных услуг, к примеру, мы можем оформить доставку товара из интернет-магазина, отправить подарок родственникам и друзьям в другой город и т.п. На сегодняшний день это наиболее оперативный и экономически выгодный способ доставки. Однако, передавая груз для перевозки, несомненно существуют риски, что груз в пути задержится, будет поврежден или вовсе утрачен.

 

Как же обезопасить себя от таких негативных последствий и что делать, если все-таки они наступили?

При заключении договора на перевозку груза, к данным правоотношениям применяются нормы Закона о защите прав потребителей, Гражданский кодекс РФ. Как правило, в основном грузоперевозки осуществляются автомобильным транспортом, поэтому данные услуги попадают под действие Федерального закона от 08.11.2007 N 259 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". В данные правоотношения вступают три стороны: грузоотправитель (отправитель), грузоперевозчик (перевозчик, транспортная компания), грузополучатель (получатель).

С момента передачи груза перевозчику и до вручения его получателю, транспортная компания несет ответственность за сохранность груза и своевременную его доставку, таким образом отправитель (получатель) имеет право:

- требовать качественного оказания услуги (доставки целого груза и вручения его грузополучателю) в согласованные сторонами сроки;

- требовать от перевозчика возмещения утраченного или поврежденного груза.

При заключении договора грузоперевозчик должен предоставить полную информацию об оказываемых услугах, а также о их стоимости.

Стоит обратить особое внимание, что не все грузы можно отправить транспортными компаниями. Запрещена перевозка грузов, которые могут нанести вред окружающей среде, жизни и здоровью человека.

Прежде всего, перевозка груза запрещена, если он входит в число опасных грузов, признанные нормативными актами ООН (ДОПОГ). В общей сложности таких грузов порядка 3 тысяч.

Для осуществления перевозки автомобильным транспортом запрещены в частности, все виды оружия, денежные знаки, взрывоопасные вещества (порох и т.п.), газ, пожароопасные жидкости и т.д.

Также не все компании принимают для перевозки грузы, транспортировка которых требует соблюдения определенных требований. К примеру, не все компании перевозят скоропортящиеся продукты, самодельные предметы (инструменты, запчасти и т.д.), на которых нет лицензии, не проявленные видео и фотопленки, рыб, животных и т.д.

Поэтому стоит предварительно уточнить у транспортной компании о возможности перевозки Вашего груза.

Грузоперевозчик обязан доставить груз в сроки, указанные в договоре о перевозке, которым зачастую вступает транспортная накладная, которая заполняется отправителем. Транспортная накладная составляется в трех экземплярах (для грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя). В накладной отправителем указываются:

-полные данные об отправителе, включающие в себя его ФИО, адрес, телефон;

- полные данные получателя, включающие в себя его ФИО, адрес, телефон;

- информация о грузе, которая включает в себя характер груза, его вес и наименование. Очень важно указать полную информацию о перевозимом грузе, включая его полное наименование и другие данные, которые помогут идентифицировать данный груз в случае спорной ситуации с необходимостью определения размера ущерба, в случае повреждения или утраты груза.

            Также, необходимо в транспортной накладной указать объявленную ценность груза. Это является правом отправителя. От размера объявленной ценности зависит и стоимость доставки груза, однако объявленную ценность важно указать без ее занижения. В будущем, если груз будет поврежден без возможности его восстановления, или утрачен, получатель (отправитель) может требовать у перевозчика возместить ущерб только лишь в размере указанной объявленной ценности. Также не допускается завышение объявленной ценности груза.

Упаковка груза

            К упаковке груза перед отправкой необходимо подойти ответственно. Многие транспортные компании предоставляют свои услуги по упаковке груза, но можно ее произвести и самостоятельно. Если груз хрупкий (посуда, техника и т.п.), желательно груз в упаковочной коробке поместить в амортизирующий материал (воздушно-пузырьковая пленка, пенопласт, поролон и т.п.), а на коробку нанести специальное обозначение по условиям транспортировки. Если упаковка не будет соответствовать характеру груза, то взыскать ущерб с перевозчика в случае его порчи будет проблематично.

Страхование груза

Страхование груза не является обязательным требованием при его перевозке, однако если планируется перевозка дорогостоящего груза, не лишним будет оформление полиса страхования. Зачастую, представители страховых организаций присутствуют в офисе транспортной компании и полис можно оформить без лишних временных затрат. При заключении договора страхования обязательно необходимо изучить риски, которые покрывает полис. При наступлении страхового случая отправитель (получатель) претензии по возмещению ущерба предъявляет непосредственно страховой компании.

Если груз задерживается в пути.

В случае, если груз задерживается в пути, перевозчик обязан известить об этом как отправителя, так и получателя груза.

За задержку доставки груза получатель имеет право потребовать выплату штрафа в размере 9% за каждый день просрочки. Однако стоимость штрафа не может превышать стоимость доставки груза.   

Если доставка груза задерживается и груз не был выдан получателю в течение десяти дней со дня приема груза (при перевозках в городском и пригородном сообщениях), или в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен при перевозке в междугородном сообщении, то такой груз считается утраченным.

 

Если груз поврежден или утрачен.

Как только получателю выдали груз, в первую очередь, стоит провести осмотр упаковки выданной посылки, повреждения которой могут свидетельствовать и о возможном повреждении самого груза. Затем необходимо произвести распаковку груза и осмотреть содержимое на наличие повреждений. Если все-таки груз имеет повреждения, то необходимо зафиксировать данные повреждения на фото и видеокамеру. Также, повреждения необходимо указать в транспортной накладной.

Важно! Не подписывайте транспортную накладную, пока не убедитесь в целостности полученного груза!

Затем в обязательном порядке необходимо составить акт, в котором будут зафиксированы выявленные повреждения груза. Единой формы данного акта нет, поэтому Вы можете потребовать составить акт сотрудников транспортной компании или составить его сами.

Важно! Исправления в акте не допускаются!

            Акт должен содержать следующую информацию:

- дату и место составления акта;

- фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, участвующих в составлении акта;

- краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;

- в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза их описание и фактическое состояние;

- информация о составленных документах о расхождениях при приемке (при наличии);

- подписи участвующих в составлении акта сторон.

 

             Акт составляется в трех экземплярах – один для транспортной компании, другой для получателя груза, третий для отправителя.

Также аналогичный акт составляется и при утрате груза или задержке его доставки.

 

Важно! Даже если перевозчик уклоняется от составления акта, у получателя (отправителя) есть право составить этот акт самостоятельно, уведомив перевозчика письменно о его составлении. Вручение уведомления о составлении акта перевозчику необходимо зафиксировать. Уведомление вручается по месту нахождения перевозчика.

 

При утрате груза перевозчик обязан возместить полную стоимость этого груза (согласно объявленной ценности груза, указанной в договоре перевозке или транспортной накладной). Если стоимость груза не известна, то она определяется как стоимость аналогичного товара в данный период времени.

При повреждении груза перевозчик обязан возместить сумму, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления груза и использования его по прямому назначению – полную стоимость груза.

             Перевозчик, наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой или повреждением груза, возвращает отправителю или получателю провозную плату, полученную за перевозку груза.

 

Важно! Вышеуказанные требования о возмещении стоимости груза, а также стоимости перевозки может предъявлять перевозчику как отправитель, так и получатель груза.

 

При выявлении нарушений со стороны перевозчика необходимо соблюсти обязательный досудебный порядок и обратиться в адрес перевозчика с письменной претензией.

 

Важно! Претензия подается по месту нахождения перевозчика!

 

Претензии к перевозчику можно предъявлять в течении срока исковой давности, который в данном случае, составляет один год.

Ответ на претензию перевозчик должен направить в течении 30 дней.

Если перевозчик проигнорировал требования, указанные в претензии или отказал в их удовлетворении, получатель (отправитель) может обратиться с исковым заявлением в суд для защиты своих прав.

За консультациями и оказанием правовой помощи при нарушении прав потребителей, можно обращаться в Консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» по телефонам 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.

Также информацию о работе и услугах Консультационного пункта можно получить на сайте: https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley, Инстаграм - https://instagram.com/zppnt.