О повышении правовой грамотности граждан при оказании им финансовых услуг
В настоящее время вопрос об экономической осведомленности населения России стоит достаточно остро. Несмотря на развивающиеся товарно-денежные отношения, а также с увеличением потребительских кредитов и ипотечного кредитования нельзя говорить о каком-либо высоком уровне финансовой грамотности граждан. В основе этого лежит, в том числе факт того, что в базе образовательных программах средних учебных заведений отсутствуют предметы, которые бы могли доступным языком объяснить гражданам, как вести планирование и учет домашних финансов, семейного бюджета, а также правил взаимоотношения с предприятиями и банками.
Гражданам необходимо понимать, что уровень финансовой грамотности определяет качество жизни человека. Обладая достаточным уровнем знаний и навыков в области финансов, позволит делать осознанный выбор и отказаться от необдуманных поступков. При должном уровне экономической осведомленности сокращается риск со стороны мошенничества в отношении граждан, и уменьшению задолженности в сфере потребительских кредитов. Несмотря на огромный рынок финансовых услуг, большая часть населения России действует в двух основных направлениях. Одна группа являются сторонниками консервативного направления, которые принципиально не пользуются финансовыми услугами, предпочитая хранить свои денежные средства дома, так как опасаются экономических кризисов. Другая группа, наоборот, в силу своей финансовой неграмотности, зачастую, оформляет не посильные для себя обязательства по потребительским кредитам или договорам ипотечного кредитования. Что в дальнейшем приводит таких нерадивых граждан к большим задолженностям по кредитам и другим негативным последствиям.
На сегодняшний день население России повышает знания по финансовой грамотности самостоятельно, в том числе посредством использования сети «Интернет», а также путем посещения соответствующих лекций и консультационных пунктов для потребителей. Уже в ближайшем будущем на государственном уровне планируется введение в школьную программу дополнительного предмета для повышения экономической осведомленности населения, что в конечном итоге должно привезти к повышению уровня финансовой грамотности граждан, а значит к повышению знаний о своих потребительских правах.
Также одним из путей решения данной проблемы могут стать видеоуроки разработанные Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области, которые призваны объяснить гражданам, как правильно управлять своими денежными средствами, а также быть более грамотными при выборе товаров и услуг.
Воспользоваться данными видеоуроками можно на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (http://www.66.rospotrebnadzor.ru) перейдя по ссылке с названием – «Видео азбука для посетителей: финансовые услуги».
В свою очередь Консультационный пункт отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» в г. Нижний Тагил проводит бесплатные видео семинары по вопросам защиты прав потребителей при оказании им финансовых услуг.
Дополнительную бесплатную консультацию, а также помощь в составлении юридических документов (претензий, исковых заявлений и др.) потребитель может получить в Консультационном пункте.
Адрес и график работы Консультационного пункта:
- г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (понедельник – пятница с 8-00 часов до 17-00 часов, перерыв с 12-00 часов до 13-00 часов).
- г. Верхняя Салда: ул. Энгельса, 46, каб. 19 (Вторник, четверг с 09-30 часов до 15-30 часов).
- г. Невьянск: ул. Мартьянова, 29, каб. 13 (Пятница с 09-30 часов до 14-00 часов).
Юрисконсульт отдела экспертиз ЗПП Ю.З. Набиев