О продаже сотовых телефонов и технически сложных товаров
За последнее время в Консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» участились случаи обращения потребителей с жалобами на действия продавцов сотовых телефонов и технически сложных товаров (далее – ТСТ). Поэтому, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей разъясняют следующее:
Правовое регулирование договора купли-продажи ТСТ осуществляется прежде всего нормами Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон), перечнем ТСТ утвержден Постановлением правительства РФ № 924 (далее – Постановление № 924), перечнем товаров не подлежащих возврату и обмену который представлен в Постановлении Правительства № 55 (далее – Постановление № 55).
В первую очередь необходимо понять, что же такое технический сложный товар (ТСТ).
Законодатель не дает четкого определения ТСТ, однако имеется утвержденный Постановлением № 924 перечень ТСТ товаров. Данный перечень является исчерпывающим, таким образом анализируя вышеуказанный перечень, можно самостоятельно определить, относится ли Ваша покупка к ТСТ товарам или нет.
К примеру, если Вы приобрели «смартфон», который имеет сенсорный экран, то можно однозначно утверждать, что он является ТСТ товаром, так как «смартфон» подпадает под п. 6 Постановления № 924, а именно: «Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями».
Возникает резонный вопрос, можно ли отнести сотовый телефон к ТСТ товарам или нет? В частности, наименование товара «сотовый телефон» является обиходным и данный товар не относится к классу продукции – бытовая радиоэлектронная аппаратура. С другой стороны, сотовый телефон кнопочного управления, согласно сертификату соответствия продукции, имеет код ОКП 65 7140 с официальным названием «радиостанция носимая». Данное название товара не подпадает под перечень ТСТ товаров утвержденных Постановлением № 924. Однако, согласно сложившейся судебной практики, сотовые телефоны кнопочного управления судами отнесены к ТСТ товарам.
Почему это важно знать?
В частности, речь идет о случаях, когда продавцы сотовых телефонов отказывают покупателям в обмене товара надлежащего качества на аналогичный товар другой модели. В соответствии со ст. 25 Закона и Постановлением № 55, ТСТ надлежащего качества не подлежит обмену или возврату. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что сотовые телефоны и «смартфоны» надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другой марки (модели). Поэтому потребителям необходимо более внимательно и ответственно подходить к покупке сотового телефона или «смартфона».
Зачастую потребители не знают свои права, возникающие в случае обнаружения в товаре недостатков. В преамбуле Закона сказано, что недостатком товара является несоответствие товара:
- предусмотренным законом обязательным требованиям или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям);
- целям, для которых товар такого рода обычно используется;
- целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора;
- образцу или описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.
В соответствии со ст. 18 Закона, при обнаружении недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом), потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- замены на аналогичный товар;
- замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующем перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительно безмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их устранение;
- расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.
Однако, в случае обнаружения недостатков в ТСТ товаре, потребитель вправе отказаться от договора купли-продажи с возвратом уплаченных за товар сумм, требовать замены на аналогичный товар или на такой же товар другой марки (модели) с соответствующем перерасчетом покупной цены, только в течение 15 дней со дня передачи товара потребителю. Данный срок является пресекательным и не подлежит продлению или возобновлению.
По истечению указанного срока, вышеизложенные требования подлежат удовлетворению в следующих случаях:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение срока устранения недостатков товара (если товар в ремонте более 45 дней);
- невозможность использовать товар в течение каждого года гарантийного срока более 30 дней в результате устранения его различных недостатков (если недостатки устранялись 2 и более раз).
Что же такое существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (значительно превышающий цену товара) или затрат времени (более 45 дней), или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Подводя итоги и проанализировав статистику обращений потребителей, можно привести следующие цифры, что за 2017 год в Консультационный пункт обратилось 509 потребителей в отношении ТСТ товаров и 374 потребителя по вопросам в отношении мобильных телефонов. В результате, Консультационным пунктом было подготовлено для потребителей 36 претензий, из которых 24 были подготовлены в отношении ТСТ товаров и 8 претензий в отношении мобильных телефонов. По итогу, 22 претензии были удовлетворены, из которых 18 - в отношении ТСТ и 4 - в отношении мобильных телефонов. В дальнейшем, по спорам между потребителем и продавцом в отношении мобильных телефонов, было подготовлено в целях дальнейшего предъявления в суд - 4 исковых заявления, в результате рассмотрения которых, по 2 искам суд вынес решение в пользу потребителей, а 2 других исковых заявления находятся в судах на стадии рассмотрения.
Проанализировав судебную практику за 2017 год, можно констатировать, что при наличии доказательств нарушения прав потребителей, их требования в судебном порядке подлежат удовлетворению. Вместе с тем, требования о взыскании неустойки (пени), а также компенсации морального вреда, удовлетворяются судами частично, с учетом применения принципа разумности и справедливости.
В том случае, если Вы считаете, что Ваши права нарушены, а заявленные Вами требования продавцом не удовлетворены в добровольном (досудебном) порядке, Вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя. Кроме того, Вы вправе заявить иные требования, предусмотренные законодательством, такие, например, как о взыскании с неустойки, возмещении убытков, компенсации причиненного морального вреда, а также штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.
Дополнительную бесплатную консультацию, а также помощь в составлении юридических документов (претензий, исковых заявлений и др.) потребитель может получить в Консультационном пункте.
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, дом 46 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)
Юрисконсульт отдела экспертиз ЗПП Ю.З. Набиев