«О`кей гугл…»

Роспотребнадзор 22.02.2018

Как спланировать свои выходные, что подарить начальнику, какой фильм сейчас в прокате, какая погода за окном, зачастую с подобными вопросами мы обращаемся в интернет. Как палочка- выручалочка, там на все найдется ответ! Казалось бы, все для человека - заказать путевки в Египет, не выходя из дома или новые обои в детскую, а может посуду из самой Италии, что может быть проще, не правда ли?! Просматривая очередной сайт, вдруг выскакивает реклама брендовой одежды, о которой ты давно мечтаешь, и по такой низкой цене, всего-то и нужно сделать клик на картинку, и вуаля, твое эксклюзивное платье уже в пути, вот подружки обзавидуются! Вот только прошел уже месяц, а платья все нет, и сайта тоже, а продавец не спешить отвечать на телефонные звонки.


Конечно же, совершать покупки через Интернет невероятно удобно, быстро и очень просто, к тому же и сам процесс экономит наше время, ведь не нужно ходить по магазинам в поисках нужной вещи и приемлемой цены. Покупка товаров в Интернете предполагает более комфортные условия, сидя дома в уютном кресле, не спеша, мы можем просматривать сайты с нужными товарами, сравнивать цены, делать выбор в любое время суток.


Совершая покупки в Интернете, всегда ли мы обращаем внимание на информацию расположенную на сайте? Ведь, к сожалению, не все покупки, совершенные в Интернете удачны, однако, кто из нас не ошибался… Безопасные покупки в Интернете совершать можно, если предварительно подготовиться.


Продажа товаров через Интернет относится к дистанционному способу продажи товаров, поскольку исключает возможность ознакомиться нам с образцом товара (примерить или потрогать товар), а предлагает ознакомиться на основании описания товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, видеороликов, и иным подобным способом. Данный порядок регулируется ст. 26.1 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», и Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.2007 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»».


На что обращать внимание при покупке через интернет, чтобы нас не обманули? Возможно ли такое? Да! Предупрежден, значит вооружен. Для чего это нужно? Прежде всего, чтобы мы не остались без денег и без товара.


Итак, мы наконец-то нашли нужный нам товар. Для начала стоит изучить информацию на сайте интернет-магазина, как он выглядит? На сайте почти каждого интерент-магазина существует отдельная страничка или вкладка с контактами, данная информация может быть оформлена по-разному, и может содержать следующую различную информацию: наименование организации, адрес, номера телефонов, электронный адрес, ИНН или ОГРН. При наличии среди контактных данных ОГРН или ИНН, информацию о магазине можно проверить через сайт Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru). Так можно узнать, когда зарегистрирована организация, какой у нее юридический адрес и является ли она действующей. Если же из всех контактов имеется только номер телефона, то это должно насторожить. Безусловно, «молодые» сайты не являются обязательно мошенниками, возможно, это честные предприниматели, недавно открывшие свой бизнес.


Также, проверить интернет–магазин на надежность можно путем ознакомления с отзывами покупателей, обычно они находятся на том же сайте. Дополнительно прочитать отзывы о магазине возможно и на форумах.


Кроме того, стоит обратить внимание на то, что часто в Интернете мы можем наткнуться на рекламные баннеры с различными предложениями, но не стоит забывать, что у добросовестного интернет-магазина имеется официальный и постоянно действующий сайт, на который можно выйти через поисковую систему.


Вместе с тем, на сайте можно увидеть знак охраны авторского права — ©, данный символ мы часто можем видеть в печатных изданиях. Знак охраны авторского права используется с именем физического или юридического лица, которому принадлежат авторские права. Он уведомляет, что авторские права принадлежат указанному физическому или юридическому лицу. Также указывается год публикации или диапазон дат.


Ключевым критерием выбора товара является его цена. Однако следует отметить, что подозрительно низкая цена за товар должна насторожить. Не забывайте, бесплатный сыр только в мышеловке! Поэтому немаловажным фактором при изучении интернет-магазина является внешний вид товара, подробное описание каждой единицы, ассортимент, наличие скидок (например, при оптовой покупке).


Важным, и не последним по значимости, является информация о возврате товара, поскольку могут возникнуть различные причины, например, такие как - товар не подошел вам или оказался бракованным. Зачастую информация о возврате товара может располагаться на сайте интернет-магазина.


Обратите внимание на способ оплаты товара. В некоторых случаях, можно оплатить товар при его получении, например, если товар доставляет курьер. Также доверять можно и оплате по наложенному платежу при получении товара. В том случае, когда приходится произвести оплату товара банковской картой, чтобы обезопасить себя от возможной кражи денежных средств, возможно, завести отдельную карту для покупок в Интернете, на которую следует разово перевести денежные средства для оплаты конкретного товара. Если вам предлагают перевести денежные средства за товар на электронный кошелек или кому-то на банковскую карту, это повод задуматься о мошеннических действиях со стороны продавца.


Изучение сайта интернет-магазина подходит к концу, и кажется, что мы все предусмотрели, и уже прямо сейчас готовы заказать колечко от «Тиффани» с бриллиантом. Только вот незадача, оказывается не все товары можно продавать через Интернет. Не допускается продажа дистанционным способом следующих товаров: алкогольной и табачной продукции, лекарственных препаратов, ювелирных изделий из драгоценных камней, оружия и патронов к нему и иные товары, продажа которых запрещена законом.


Теперь мы готовы оформить долгожданную покупку. На этой стадии нашего выбора, продавец, до заключения договора, должен довести до нас информацию, относительно выбранного нами товара, в том числе: об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара. Чаще всего, эта же информации присутствует и на сайте интернет-магазина, но иногда, продавец может нам ее сообщить и по телефону, если оформление заказа это предусматривает. Продавец обязан предложить покупателю услуги по доставки товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.


В момент доставки товара продавец обязан в письменной форме довести следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке): сведения  об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания – сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, ГМО) пищевой ценности, о цене, гарантийном сроке, сроке службы или сроке годности, о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества.


Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества приобретенного дистанционным способом, возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.


Также, в случае покупки товара дистанционным способом, если вещь не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, у потребителя тоже есть возможность предъявить требования продавцу об обмене согласно ст. 25  Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей».

 

В случае если долгожданная покупка вас не радует, так как в товаре обнаружен недостаток, вы в праве обратиться к продавцу и по своему выбору потребовать:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

-  потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.


Дополнительную бесплатную консультацию, а также помощь в составлении юридических документов (претензий, исковых заявлений и др.) потребитель может получить в Консультационном пункте.


Адрес и график работы Консультационного пункта:

- г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (понедельник – пятница с 8-00 часов до 17-00 часов, перерыв с 12-00 часов до 13-00 часов).

- г. Верхняя Салда: ул. Энгельса, 46, каб. 19 (Вторник, четверг с 09-30 часов до 14-30 часов).

- г. Невьянск: ул. Мартьянова, 29, каб. 13 (Пятница  с 09-30 часов до 13-00 часов).

 

Юрисконсульт отдела экспертиз ЗПП   Р. Д. Разночинцева