Защита прав потребителей в случае продажи «серых» смартфонов дистанционным способом
Неоднократно в Консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обращались потребители с вопросами по разъяснению им прав в случае покупки (продажи) «серых» смартфонов дистанционным способом. Поэтому, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей поясняют следующее.
Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.
Продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В настоящее время все больше набирают популярность интернет-покупки товаров, как на российских, так и на зарубежных сайтах. В поисках более дешевых предложений о продаже смартфонов, покупатели обращаются на сайты интернет-магазинов, но многие к сожалению «обжигаются» и вместо официально ввезенных в страну оригинальных («белых») смартфонов, останавливают свой выбор на «серых» смартфонах.
«Серый» смартфон - это хоть и новое устройство, но оно попало в РФ нелегально, за него не уплачивалась таможенная пошлина и производитель не предоставил на него своей официальной гарантии, в связи с чем, гарантийному обслуживанию данный смартфон в стране, куда он был ввезен нелегально, не подлежит, в отличие от «белого» смартфона, который ввозится в страну легально, имеет официальную гарантию от производителя и знаки соответствия Росстандарта (РСТ), либо Евразийского соответствия (EAC). Знаком Евразийского соответствия стали маркировать телефоны с 2011 года, и он не дополняет, а фактически заменяет знак РСТ на территории РФ, который перестал быть обязательным для смартфонов и любых других мобильных устройств с 2015 года.
Найти знак ЕАС можно на корпусе и (или) на аккумуляторе смартфона, и его наличие доказывает, что на смартфон получен сертификат технического соответствия для использования в РФ, официально уплачен налог на импорт - таможенная пошлина (то есть не контрабанда), смартфон безопасен для ежедневной эксплуатации, программное обеспечение переведено на русский язык, к товару есть инструкция, полная комплектация и данное техническое устройство соответствует заявленным характеристикам.
Также подлинность смартфона можно проверить по уникальному идентификатору - IMEI, который находится на наклейке, на коробке смартфона, кроме того, у iPhone IMEI выгравирован на задней панели устройства, либо на лотке для SIM-карты, а у смартфонов других производителей IMEI, как правило, указан на наклейке под батареей. Также IMEI можно узнать, набрав комбинацию *#06# или в разделе «Настройки». Затем можно позвонить на «горячую линию» или официальный сайт производителя и по IMEI узнать, предназначен ли смартфон для продажи на территории РФ.
Ввоз в страну так называемых «серых» смартфонов довольно сильно ограничивает приток налоговых сборов в казну государства, поэтому представителями Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) недавно был разработан и представлен механизм регулирования и контроля за всеми смартфонами в стране, используя уникальные IMEI-номера. АКИТ предлагает создать национальный реестр IMEI-номеров, который будет сформирован на основе данных сотовых операторов, производителей и самих абонентов. Он будет включать в себя так называемый «белый список» — то есть все устройства, доставленные в страну по закону, а также «черный список», в котором будут находиться номера устройств, ввезенных нелегально. Основной целью предложения является регуляция нестабильного рынка и создание преград продавцам нелегально ввезенных в Россию устройств. При этом ввозить смартфоны для личного пользования никто запрещать не собирается. Ввоз одного устройства, согласно инициативе АКИТ, будет бесплатным, за второе придется заплатить пошлину в 20 долларов, а за каждое последующее — уже 30 долларов. Однако если у потребителя не будет чеков или иных документов о покупке, заплатить придется уже 40 долларов, вне зависимости от того, какое это по счету устройство. Соответствующий документ уже отправлен в Совет Федерации, нововведение планируется внедрять постепенно в течение трех лет, и оно будет распространяться лишь на устройства, ввезенные в страну после вступления закона в силу, если он, конечно, будет принят.
Права потребителя, покупающего товар дистанционным способом, особым образом защищены. До заключения договора, продавцом должна быть предоставлена потребителю следующая информация:
- об основных потребительских свойствах товара;
- об адресе (месте нахождения) продавца;
- о месте изготовления товара;
- о полном фирменном наименовании продавца;
- о цене и об условиях приобретения товара;
- о его доставке;
- о сроке службы;
- о сроке годности и гарантийном сроке;
- о порядке оплаты товара;
- о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Такая информация должна содержаться в каталогах, буклетах, проспектах, в описании на сайте и (или) доводиться иным способом, доступным для ознакомления любому потребителю, пожелавшему приобрести товар дистанционным способом.
А согласно п. 12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
В момент доставки товара, потребителю должна быть в письменной форме предоставлена следующая информация (для импортных товаров – обязательно на русском языке):
- о наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- об основных потребительских свойствах товара;
- о цене в рублях и условиях приобретения товаров;
- о гарантийном сроке, если он установлен;
- о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров;
- об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- о сроке службы или сроке годности товаров;
- об адресе (месте нахождения), фирменном наименование продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращения причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством РФ;
- о правилах продажи товаров;
- был ли товар в употреблении или в нем устранялся недостаток;
- о порядке и сроках возврата товара.
Данная информация доводится до сведения потребителя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара (ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В случае, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информации о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу (ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
При возникновении вопросов, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей окажут гражданам бесплатные консультации, а также окажут услуги по составлению различных юридических документов (требований, претензий, исковых заявлений и т.д.).
Адрес и график работы консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, дом 46 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)
Юрисконсульт отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей филиал ФБУЗ «ЦГиЭ в СО» О.В. Дильф