Море зовет!
Очередная реклама призывает тебя отправиться в незабываемое путешествие на один из красивейших островов мира. И вот ты уже радостно бежишь за путевкой в турфирму, а предстоящий отпуск заманчиво кричит «Вперед!». Но как не стать обманутым туристом, когда вокруг столько предложений об отдыхе. Подруга уговаривает купить путевку через Интернет, «Раз и готово, это ж сколько времени можно сэкономить!». Родители же наоборот, «Надо доверять только проверенным турфирмам!». Среди такого объема информации голова кругом, а ведь еще столько всего купить к отпуску надо, да и потом специалист ведь все расскажет и объяснит, чего переживать-то, верно? Как говориться, «На Бога надейся, а сам не плошай».
Первым делом надо изучить туристическую фирму, где мы хотим приобрести заветную путевку, вернее это второе, все же первоначально надо выбрать место отдыха, но мы ведь уже это сделали?!
С местом отдыха лучше определиться заранее, чтобы у нас была возможность сравнить разные предложения, и выбрать наиболее подходящие для вас.
Для того чтобы быть во всеоружии, стоит знать следующие необходимые нам термины:
Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор).
Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Туристическую деятельность регулирует отдельный федеральный закон - № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996, также Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 , Постановление Правительства РФ № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» от 18.07.2007, и другие нормативно-правовые акты.
До туриста в обязательном порядке должна быть доведена следующая информация в наглядной и доступной форме путем ее размещения в офисе турфирмы, на сайте в сети Интернет, в каталогах, справочниках, описаниях туристского продукта, а также иными способами:
1.Фирменное наименование организации, место нахождения (почтовый адрес) и режим работы;
2.Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3.Информация о внесении сведений о туроператоре, сформировавшем реализуемый туристский продукт, в единый федеральный реестр туроператоров, а также о наличии у него действительного договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;
4.Образцы договора о реализации турпродукта, предоставления туристской услуги, туристской путевки и иных бланков документов, оформляемых при реализации туристского продукта.
5.О полномочиях турагента совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта;
6.О том, что ответственность по договору о реализации туристского продукта несет туроператор;
7.О возможности для потребителя в случае нанесения реального ущерба, возникающего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору договор страхования ответственности или банковскую гарантию;
8.Об обязательствах турагента и его ответственности за недобросовестное исполнение или неисполнение своих обязательств;
9.Описания страны (места) временного пребывания туриста, маршрутов, программ путешествия, входящих в турпродукт, информация об отдельных услугах, исполнителях и ценах.
Информация о туристском продукте.
- о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, об условиях проживания и питания, услугах по перевозке потребителя в стране временного пребывания, о наличии экскурсовода, гида-переводчика, а также дополнительных услугах;
- об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта;
- о правилах въезда (выезда) в страну временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы, об основных документах, необходимых для въезда (выезда) в страну временного пребывания, а также для получения визы;
- об условиях договора добровольного страхования, возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья, о необходимости проходить профилактику в соответствии страну, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;
- о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной ему в стране временного пребывания;
- о месте нахождения (контактных телефонах) органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране временного пребывания, в которые турист может обратиться в случае возникновения в стране временного пребывания чрезвычайных ситуаций, угрожающих безопасности его жизни и здоровья;
- о национальных и религиозных особенностях страны временного пребывания;
- о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи;
- об иных особенностях путешествия.
Теперь, когда мы подробно ознакомились с нужной нам информацией, мы можем заключать договор. Но и здесь не стоит расслабляться.
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа.
Электронная путевка - документ, сформированный на основе договора о реализации туристского продукта туроператором (турагентом) в форме электронного документа, который содержит основные данные о туристе или туристах и информацию об их путешествии.
Договор о реализации туристского продукта, составленный в форме электронного документа, считается заключенным туристом с момента оплаты туристского продукта, подтверждающей их согласие с условиями, содержащимися в предложенном туроператором (турагентом) договоре о реализации туристского продукта.
Любые изменения (дополнения) в договоре должны быть согласованы между туроператором (турагентом) и туристом в той же форме, что и договор, то есть письменно.
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:
1.Полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
2.Размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия договора или договоров страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантии или банковских гарантий, наименование, адрес, место нахождения организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора, в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера;
3.Сведения о туристе, в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
4.Общая цена туристского продукта в рублях;
5.Информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания и питания, услугах по перевозке туриста в стране временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
6.Права, обязанности и ответственность сторон;
7.Условия изменения и расторжения договора;
8.Сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора, либо о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора;
9.Условие выдачи туристу, приобретающему услугу по перевозке, оказываемую туроператором отдельно либо в составе туристского продукта, электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку. Если договор о реализации туристского продукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия;
10.Условие выдачи туристу, документа о бронировании и получении места в гостинице (ином средстве размещения) (ваучера) на условиях, согласованных с туристом в договоре о реализации туристского продукта.
При заключении договора о реализации турпродукта туристу выдается памятка туриста, в которой предоставляется необходимая, справочная, дополнительная и сопутствующая информация. (п. 5.7.4 ГОСТ 32612-2014)
Типовая форма договора о реализации туристского продукта, установлена приказом Минкультуры России от 31.10.2016 № 2386 «Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком».
В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей», а также постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», исполнитель (туроператор, турагент) обязан предоставить потребителю туристский продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта.
По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться (оказывались) эти услуги.
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий. Однако это вовсе не означает, что направлять претензии туроператору следует «в течение 20 дней», ключевым моментом все же является незамедлительное реагирование (обращение) туриста.
Немаловажным критерием помимо качества оказываемых туристских услуг, также является безопасность туризма. Туристские услуги и условия их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества туристов и окружающей среды.
Безопасность туристской услуги — отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения путешествия, а также в местах пребывания на маршруте.
Информация, необходимая туристам в целях обеспечения безопасности их жизни, здоровья и имущества, должна предоставляться заблаговременно до заключения договора о реализации турпродукта или оказания туристских услуг, а также в процессе обслуживания туристов.
Обязанности туроператоров при формировании и реализации туристского продукта установлены в ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов».
В случае если, находясь уже отпуске в другой стране все же неприятных сюрпризов избежать не удалось, а ваш турагент (туроператор) «отмалчивается», существует сайт экстренной помощи туристам, оказавшимся в сложной ситуации - www.tourpom.ru - ассоциация объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» куда можно обратиться за помощью.
Таким образом, собираясь в очередной отпуск, не стоит пренебрегать простыми правилами безопасного отдыха, полагаясь лишь на туристическую фирму.
Дополнительную бесплатную консультацию, а также помощь в составлении юридических документов (претензий, исковых заявлений и др.) потребитель может получить в Консультационном пункте.
Адрес и график работы Консультационного пункта:
- г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (понедельник – пятница с 8-00 часов до 17-00 часов, перерыв с 12-00 часов до 13-00 часов).
- г. Верхняя Салда: ул. Энгельса, 46, каб. 19 (Вторник, четверг с 09-30 часов до 14-30 часов).
- г. Невьянск: ул. Мартьянова, 29, каб. 13 (Пятница с 09-30 часов до 13-00 часов).
Юрисконсульт отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей филиал ФБУЗ «ЦГиЭ в СО» Р.Д. Разночинцева