Анализ судебной практики отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском
В 2018 году консультационным пунктом было подготовлено для потребителей, в целях дальнейшего предъявления в суд - 33 исковых заявления, из которых 18 исковых заявлений подготовлено в отношении различных видов работ (услуг) и 15 исковых заявлений - в отношении непродовольственных товаров.
В отношении непродовольственных товаров, было составлено 15 исковых заявлений, большая часть из которых, по продаже некачественной мебели (8 исковых заявлений). Также были подготовлены иски по продаже некачественных технически сложных товаров, продаже товаров дистанционным способом, продаже строительных материалов и по прочим видам товаров. При этом, следует отметить, что в 2018 году, по сравнению с предыдущим годом, количество исковых заявлений по данной категории дел, не много, но увеличилось (в 2017 году – 12 исков).
В отношении различных видов работ (услуг), одинаковое количество исковых заявлений приходится на бытовые и жилищно-коммунальные услуги – по 5 исковых заявлений, 6 исковых заявлений - прочие виды деятельности и 2 исковых заявления - финансовые услуги.
В отношении транспортных услуг, консультационным пунктом было подготовлено исковое заявление к ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» о взыскании убытков, связанных с задержкой рейса, компенсации морального вреда, штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований, а также о взыскании расходов по оплате юридических услуг. В обосновании заявленных исковых требований указано, что между потребителем и турагентством был заключен договор о подборе, бронировании и приобретении туристского продукта. В соответствии с указанным соглашением, турагентом был выбран и забронирован туристский продукт, в который входил перелет к месту отдыха, проживание, питание, а также перелет обратно. Однако, в связи с опозданием самолета ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», воспользоваться оставшейся частью туристского продукта не представилось возможным. Интересы потребителя по данному гражданскому делу на протяжении всего судебного разбирательства в суде, представлял специалист консультационного пункта. Решением мирового судьи судебного участка № 4 Верхнесалдинского судебного района Свердловской области, требования были удовлетворены частично, а также взыскан штраф, за несоблюдение требований в добровольном порядке.
По результатам рассмотрения исковых заявлений, всего было вынесено 26 судебных решений, где 22 - в пользу потребителей, из них - 11 мировых соглашений, а также было вынесено 4 судебных решения не в пользу потребителей. Остальная часть подготовленных исковых заявлений находится в судах на стадии рассмотрения.
Проанализировав судебную практику 2018 года, можно констатировать, что при наличии доказательств нарушения прав потребителей, их требования в судебном порядке подлежат удовлетворению. Вместе с тем, требования о взыскании неустойки (пени), а также компенсации морального вреда, удовлетворяются судами частично, с учетом применения принципа разумности и справедливости.
Адрес и график работы консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, дом 46 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)