Мусорная реформа
Буквально год назад мы стали очевидцами очередных изменений в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), а вернее, в области твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). На первый взгляд, ничего нового, поскольку за «вывоз» мусора мы платили, платим и будем платить.
При изучении данной сферы, следует руководствоваться основными нормативно-правовыми актами: Жилищным кодексом РФ от 29.12.2004 (далее – ЖК РФ), Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 (далее – ФЗ № 89), Законом РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992, Постановлением Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 (далее – Правила № 354) и другими нормативно-правовыми актами.
На основании ФЗ № 89, услугу по обращению с ТКО может оказывать региональный оператор, который осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Региональный оператор выбирается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, утвержденным постановлением Правительства РФ № 881 от 05.09.2016.
Таким образом, с 01 января 2019 года региональный оператор осуществляющий деятельность по обращению с ТКО в городе Нижний Тагил — общество с ограниченной ответственностью «Компания «Рифей» (ООО «Рифей»).
На сегодняшний день тема «мусорной реформы» остается не мене актуальной, чем года назад и в Консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» поступает множество вопросов, поэтому рассмотрим наиболее актуальные из них.
Расчет платы при наличии нескольких объектов недвижимости, временном отсутствии.
Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты – ЖК РФ и Правила № 354. В соответствии с данными Правилами и ЖК РФ, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает. При этом можно сделать перерасчет, если например, человек находился в отъезде. В этом случае региональному оператору следует предоставить справку с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации.
На основании Правил № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. При этом, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом в жилом помещении более 5 дней подряд. В таком случае, перерасчет размера платы за осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя (п. 91 Правил № 354). Помимо того, потребитель должен подтвердить факт и продолжительность временного отсутствия в жилом помещении, приложив соответствующие документы к заявлению.
Сбор ТКО в частном доме.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с ТКО для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Кроме того п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
С 01.01.2019 года вступили в силу Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее – Правила № 1039).
Согласно п. 3 Правил № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Ненадлежащее оказание услуг по сбору, вывозу ТКО.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги. Также, исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований, претензий) потребителей на качество предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы направлять потребителю ответ о ее удовлетворении, либо об отказе в удовлетворении, с указанием причин отказа. При этом, перерасчет размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества осуществляется в соответствии с п. 148(48) Правил № 354.
Куда обращаться при нарушении прав потребителей при оказании услуг по обращению с ТКО.
1. В Министерство Энергетики и ЖКХ Свердловской области на горячую линию по вопросам системы обращения с ТКО (тел: +7 343 312‑00-12).
2. В Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по вопросами начисления платы за услуги по обращению с ТКО (тел: 8 800 707‑88-41).
3. В Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (по Уральскому федеральному округу) по вопросам нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (тел: +7 343 257‑22-81; +7 343 257‑85-01).
4. В Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в случаях нарушения санитарного законодательства РФ (тел: +7 3435 25‑45-70).
Кроме того, как многие могли уже заметить в своих квитанциях, с июня изменились тарифы на услуги по обращению с ТКО. Данные изменения обусловлены предшествующей проверкой Федеральной антимонопольной службы в рамках осуществления надзора за установлением тарифов в сфере обращения с ТКО. Таким образом на основании постановления РЭК Свердловской области от 21.05.2019 года № 44-ПК, с 01.06.2019 снижены тарифы на услуги регионального оператора ООО «Рифей», которые составили:
- для многоквартирных домов 117 рублей 40 копеек;
- для частного сектора – 132 рубля 10 копеек.
И в заключении немного статистики, с января 2019 года в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Нижнем Тагиле поступило 12 обращений потребителей по вопросам оказания услуг по обращению с ТКО в отношении регионально оператора ООО «Рифей».
Дополнительную бесплатную консультацию, а также помощь в составлении юридических документов (претензий, исковых заявлений и др.) потребитель может получить в Консультационном пункте.
Адрес и график работы консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, дом 46 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)