Маркировка продукции средствами идентификации
02.02.2018 в городе Алматы было заключено «Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе», которым предусмотрено решение о введении маркировки товаров средствами идентификации, ведении единого реестра средств идентификации. Во исполнение данного соглашения, было принято Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в РФ системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», которым предусматривается поэтапное введение маркировки товаров на территории РФ. Распоряжением установлены задачи для всех участников системы маркировки товаров, в том числе:
1) органы государственного контроля и надзора (контрольные органы), являющиеся ключевыми пользователями информации, содержащейся в государственной информационной системе, осуществляют: мониторинг оборота маркированных товаров на всех этапах - от ввода товара в оборот до его вывода из оборота; контроль уничтожения изъятых из оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на которые в нарушение требований законодательства РФ не нанесены обязательные средства идентификации, а также средств их производства; обеспечение взаимодействия информационных систем, операторами которых являются органы государственного контроля и надзора (контрольные органы), с государственной информационной системой посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с национальной системой управления данными, создание которой предусмотрено в рамках национальной программы «Цифровая экономика».
2) участники оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, осуществляют: маркировку товаров средствами идентификации и передачу соответствующих сведений в государственную информационную систему в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с федеральными законами; направление в государственную информационную систему сведений об обороте маркированных товаров (в том числе посредством систем электронного документооборота), а также сведений о выбытии из оборота маркированных товаров в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с федеральными законами; оснащение производственных мощностей оборудованием для нанесения средств идентификации на товары и устройствами технического зрения для верификации нанесенных средств идентификации на товары и агрегации товаров в групповые и (или) транспортные упаковки.
Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Распоряжением предусмотрены три даты введения маркирования средствами идентификации:
- 01.03.2019 - маркировка табачной продукции;
- 01.07.2019 - маркировка обувной продукции;
- 01.12.2019 - маркировка в отношении духов и туалетной воды; шин и покрышек пневматических резиновых новых; предметов одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи; блузок, блуз и блузон трикотажных машинного или ручного вязания, женских или для девочек; пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных изделий мужских или для мальчиков; пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных изделий женских или для девочек; белья постельного, столового, туалетного и кухонного, фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп – вспышек.
В Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», введена статья «Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Оператор информационной системы мониторинга централизованно обеспечивает формирование (генерацию) кода проверки с использованием технических средств формирования кода проверки. Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны представлять оператору информационной системы мониторинга информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ, для включения такой информации в информационную систему мониторинга.
Информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга, в обязательном порядке должна включать в себя: 1) сведения об участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; 2) сведения о товарах, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; 3) сведения о средствах идентификации, нанесенных на товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации; 4) сведения о технических средствах, используемых участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для обмена информацией с информационной системой мониторинга; 5) сведения о нарушениях требований об обязательной маркировке товаров средствами идентификации, выявленных потребителями этих товаров; 6) иные сведения, установленные Правительством РФ.
Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления ими информации об обороте таких товаров оператору информационной системы мониторинга для включения в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством РФ. Производители товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, получают содержащуюся в информационной системе мониторинга информацию о товарах, произведенных ими и находящихся в гражданском обороте в РФ, безвозмездно в порядке, установленном Правительством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р, оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации назначено общество с ограниченной ответственностью "Оператор-ЦРПТ". ООО "Оператор-ЦРПТ" (Центр развития перспективных технологий) образован двумя частными компаниями и одной государственной корпорацией: «Петер-сервис»; «Автоматика» («Ростех»); «Элвис-Плюс групп».
До наступления дат обязательной маркировки товаров, Правительством РФ принимались (принимаются) постановления, касающиеся введения «экспериментальной» маркировки, также издаются методические рекомендации для участников эксперимента, а далее, в сроки, установленные Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р, вводится обязательная маркировка. С момента введения обязательной маркировки вся ввозимая и производимая продукция, подлежащая маркировке, маркируется.
С 14.05.2019 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров». Маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения. Код маркировки состоит из кода идентификации и кода проверки.
«Код маркировки» - уникальная последовательность символов, формируемая оператором, состоящая из кода идентификации и кода проверки;
«код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара;
«код проверки» - последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки.
Оператором ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий) – создана Национальная система маркировки «Честный знак». Всю информацию о ходе введения маркировки и требованиях можно в оперативном режиме отслеживать на сайте https://честныйзнак.рф/.
Центр развития перспективных технологий создает уникальный цифровой код Data Matrix и отправляет его добросовестным производителям и импортерам. Они наносят код на каждую упаковку своего товара и через цифровой код можно проследить весь путь товара — от конвейера до онлайн-кассы, которая выводит его из оборота. Производитель наносит цифровой код на товар, а система фиксирует весь путь товара по логистической цепи. Благодаря встроенному в онлайн-кассу фискальному накопителю и постоянной связи с системой «Честный знак» нелегальный товар не будет продан. Также происхождение товаров может проверить каждый человек, у которого на смартфоне установлено мобильное приложение «Честный знак».
Информация для предпринимателей:
Все участники оборота товаров, подлежащих маркировке, должны зарегистрироваться в информационной системе мониторинга и получить доступ к личному кабинету. Обязанность предоставлять оператору системы такие сведения об обороте маркируемых товаров установлена в законе. Направлять информацию можно самостоятельно или через посредников с использованием личного кабинета в системе «Честный знак» и чтобы получить к нему доступ, необходимо зарегистрироваться. Для размещения сведений об обороте товаров их тоже необходимо зарегистрировать в системе по заявлению компании оператору.
Импортеры и производители должны совершить следующие действия:
- направить оператору системы «Честный знак» заявку на получение кодов маркировки;
- в заявке указать сведения о коде товара и количество кодов маркировки;
- заключить с оператором договоры об оказании услуг по предоставлению кодов маркировки и о предоставлении устройств регистрации эмиссии и их обслуживании.
Заявки направляются через устройства регистрации эмиссии и компании смогут выбрать, как получить эти устройства: оператор передаст их непосредственно компании или откроет к ним удаленный доступ. Коды маркировки в машиночитаемой форме нужно будет наносить на товары, их упаковку или на другой материальный носитель. Маркируются товары там, где производятся, упаковываются, переупаковываются или хранятся. До ввода товара в оборот нужно будет направить сведения о нанесении маркировки в систему «Честный знак». Если этого не сделать или передать информацию неправильно, товары будут считаться немаркированными.
Помимо прочего производителей, поставщиков и розничных продавцов обяжут платить административные штрафы за внесение в информационную систему мониторинга недостоверной информации, а также за невнесение такой информации. Размер штрафов пока что не определён. Позднее Госдума примет специальный закон, который внесёт соответствующие изменения в КоАП РФ. При этом сейчас уже действуют штрафы за несоблюдение требований об обязательной маркировке товаров. Так, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей. Причём вся немаркированная продукция подлежит конфискации (ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ). Продажа продукции без маркировки грозит ИП штрафом в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а юридическим лицам — от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.
Таким образом, к 2024 году по поручению Правительства РФ должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. То есть предполагается, что к этому времени основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе. В настоящее время уже существуют системы маркировки, которые продемонстрировали эффективность. Так, например, благодаря запуску обязательной маркировки шуб в 2016 году, только за год доля легального оборота изделий выросла в 10 раз. А в рамках эксперимента по маркировке лекарств было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей и пресечены случаи вторичной продажи дорогостоящих препаратов. Поэтому в результате внедрения массовой системы маркировки, с рынка должны уйти предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, а честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка. Очевидные преимущества от маркировки получит потребитель, поскольку вводимая обязательная маркировка товаров позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции.