Преимущества ведомственного обжалования действий и решений таможенного органа
Преимущества ведомственного обжалования действий и решений таможенного органа
В соответствии со ст.9 Таможенного кодекса Таможенного Союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела определяетсяФедеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
При этом Законом установлено, что решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. Указанная норма свидетельствует об альтернативном порядке обжалования решений, действий таможенных органов и должностных лиц- в вышестоящий таможенный орган или в суд, и тем самым предоставляет заинтересованному лицу право выбора органа и процедуры обжалования.
Разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяется законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.
Сравнив нормы вышеуказанных законов, регулирующих порядок подачи жалобы, предоставления необходимых документов, сроков рассмотрения и исполнения решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы однозначно прослеживаются преимущества ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) в вышестоящий таможенный орган, в частности:
1. в соответствии с требованиями ст.126 АПК, ст.132 ГПК РФ подача жалобы (искового заявления) в судебные органы предполагает уплату государственной пошлины в порядке и размерах, установленных налоговым законодательством Российской Федерации; предоставление документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, в то время как вышестоящий таможенный орган рассматривает жалобу на безвозмездной основе, кроме того, заявитель может не представлять документы и сведения, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в жалобе.
Если же представление таких документов и сведений имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы и эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются, таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, запросит их у заявителя.
2. Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) государственного органа, должностных лиц в соответствии с АПК РФ рассматриваются в срок, не превышающий трех месяцев, в соответствии с ГПК РФ в десятидневный срок, однако при невозможности рассмотрения дела суд откладывает разбирательство дела на основании части 1 статьи 169 ГПК РФ на срок, не превышающий двух месяцев.
В соответствии с таможенным законодательством жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица рассматривается вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу, и в пределах этого же срока копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы направляется в адрес лица или выдается на руки.
3. Самый важный момент ведомственного обжалования – это момент исполнения решения, принятого по результатам жалобы: в случае удовлетворения жалобы заявителя и признания решения, действия, (бездействия) неправомерным реализация решения, а именно восстановление прав и законных интересов заявителя осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления решения в орган, чьи действия обжалуются.
4. Подача жалобы в вышестоящий таможенный орган не лишает лица права на дальнейшее обжалование.
Так, решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть также обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.
Таким образом, обжалование решений таможенных органов, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц в вышестоящий таможенный орган не в коей мере не ущемляет интересы физических и юридических лица, и наоборот предоставляет возможность двойного контроля как со стороны органа уполномоченного в области таможенного дела, так и судебного органа в части проверки соответствия принятых решений, действий закону или иному нормативному акту.
Место нахождение вышестоящего таможенного органа Верхнесалдинского таможенного поста:
Екатеринбургская таможня - 620990, г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 27, факс 8 (343) 371 03 16
Уральское таможенное управление - 620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана,31, факс 8 (343)
261 43 34;
Федеральная таможенная служба – 121087, г.Москва, ул.Новозаводская, д.11/5.